Здесь мы слово «родина» впервые прочитали по слогам
Тулунская средняя общеобразовательная школа № 2 включена во всероссийскую энциклопедию «Одаренные дети – будущее России». А по предложению минобразования Иркутской области она занесена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». В феврале учебное заведение отметит свое 95-летие.
Известные выпускники
Признаться, не без волнения входил я в хорошо знакомое здание, в котором когда-то вручили мне аттестат зрелости и пожелали удачи на жизненном пути. После занятий во вторую смену оно казалось мне с улицы большим кораблем со светящимися окнами и с дымящими многочисленными трубами (тогда отопление было печным: сколько классных комнат, столько и печей с трубами). Этакий океанский лайнер, несущийся на всех парах среди моря одноэтажных домишек на окраинных темных улицах Тулуна!
Лайнер по-прежнему на плаву и на ходу, хотя давно лишился всех труб, так как отапливается котельной. С улицы двухэтажное деревянное строение, поставленное еще в предвоенные годы прошлого века, изменений почти не претерпело, хотя расширилось за счет пристроев в глубине двора. С фасадной стороны открыт монумент учителям и ученикам, павшим в годы Великой Отечественной на полях сражений, рядом памятник Герою Советского Союза майору Николаю Сигаеву, бывшему выпускнику, чье имя теперь носит учебное заведение.
Немало известных в Приангарье и за его пределами людей получили здесь среднее образование. В коридоре висят фотографии бывших учеников, которыми гордится школа. Самый первый в том ряду Гавриил Франтенко, депутат Законодательного Собрания Иркутской области, гендиректор СХ ОАО «Белореченское» и постоянный школьный спонсор. Вторым идет директор бывшего тулунского гидролизного завода Владимир Хаматаев. Нынче прибавился портрет олимпийской чемпионки Натальи Воробьевой…
[EXP]
В 2013 году в феврале на традиционной встрече выпускников школа № 2 отпразднует свое 95-летие. Именно столько набежало с того момента, когда женское училище, открытое в Тулуне в 1883 году, было после Октябрьской революции преобразовано в советскую школу № 2. В принципе, с учетом возраста прародительницы, можно с полным основанием отмечать и 130-летний юбилей.
«Музей – сердце нашей школы»
Здесь с уважением относятся к своей истории. Школьный музей является настоящим связующим звеном между прошлым и настоящим. Кстати, здесь я вновь увидел своих одноклассников в одном из многочисленных альбомов и себя наивного и юного до неприличности, по сравнению с сегодняшним. Начиная с 60-х годов прошлого века в музее хранятся фото всех выпусков школы. Хотя есть и довоенных лет.
При мне в музей зашли два девятиклассника и попросили у Елены Астаховой, библиотекаря и по совместительству музейного смотрителя, разрешения взглянуть на экспонаты. На ее вопросительный взгляд пояснили:
– Захотелось еще раз посмотреть. Из-за морозов у нас занятия отменили, домой идти не охота, а здесь интересно.
Елена Петровна дважды в год проводит экскурсии для всех классов. Экспонатов много. Говорят, даже сотрудники тулунского городского музея просили поделиться. К ценным реликвиям относятся весточки с фронта. Вот одна из них, от Нафанаила Дементьева: «Здравствуйте, мама, Алевтина, бабушка и Люся! Сообщаю, что пока жив и здоров. Сейчас наступает ночь, а утром мы идем в атаку. Не знаю, что будет. Если что плохо, то не волнуйтесь зря. Живите как жили. Если буду жив, то напишу другое письмо, длинное. А пока до свидания. Крепко целую вас всех! Будьте здоровы, живите хорошо. Остаюсь с приветом к вам». Роспись и дата – 15.09.44 года.
Такое вот послание, написанное твердым почерком, чувствуется, сильным духом человеком. Он был командиром роты. Тот бой оказался для Дементьева последним. Остались только письма, числом тридцать. Все хранятся в музее.
– Мы долго искали, на что сделать упор в работе по воспитанию подрастающего поколения, – рассказывает директор школы Ольга Бородачева. – Пока не пришла простая и четкая мысль: у нас ведь есть музей, вот от него и надо отталкиваться. Это своеобразное сердце нашей школы. С 2001 года музей стал городским центром патриотического воспитания школьников. По сей день он остается универсальным способом приобщения учащихся к общественно-полезной деятельности по изучению родного края, сбору и охране исторического и культурного наследия.
Воспитание патриотов
Краеведческая и поисковая работа в школе продолжается и сегодня. В 2012 году по просьбе отряда «Челны» из Ленинградской области найдены родственники погибшего в так называемой Долине смерти Ивана Алексеевича Московских, призванного в армию из Тулуна. При раскопках обнаружен его пластмассовый медальон-капсула с личными данными. Правда, бумага почти истлела, но все же с помощью спецобработки удалось частично восстановить текст, который через тулунский военкомат был передан школе с просьбой помочь в поисках родных.
В одном из альбомов с отзывами выпускников Елена Астахова наткнулась на упомянутую фамилию и номер телефона. Оказалось, что это оставил свой автограф внук павшего воина Валерий Московских, проживающий теперь в Братске. Все остальное было делом техники. Его пригласили в Тулун вместе с родными и близкими для вручения памятной реликвии. Поблагодарив всех, кто помог вычеркнуть из списка без вести пропавших имя деда, он передал капсулу на хранение в школьный музей. Кстати, мы в свое время с Валерием учились в параллельных классах, и я искренне за него рад.
Вторая школа воспитывала и воспитывает патриотов. Не случайно один из выпускных классов вместе с классным руководителем Людмилой Анатольевной Шейнис добровольно отправился на фронт. Этот порыв был предсказуем и закономерен. В 1941–1942 годы в здании школы размещался эвакогоспиталь. Ученики помогали ухаживать за ранеными, наверное, именно тогда они прониклись праведным чувством отмщения врагу за страдания бойцов. Они не думали о себе. 68 фамилий учеников и учителей, отдавших жизнь в борьбе за Родину, высечены на каменных плитах мемориала. Каждый год в честь дня Победы вся школа выстраивается на торжественную линейку, чтобы почтить память погибших и отдать дань уважения ныне здравствующим фронтовикам Великой Отечественной, которых осталось в городе несколько десятков.
Здравствуйте, товарищи кадеты!
С 2001 по 2011 годы на базе школы № 2 работала экспериментальная программа «Патриотическое воспитание мальчиков в условиях кадетского класса общеобразовательной школы». Первый кадетский класс был открыт 1 сентября 2006 года. Он комплектовался преимущественно из сорвиголов, выросших в неблагополучных семьях. Немало они доставили волнений учителям и первому непосредственному наставнику, демобилизованному воину Василию Сафаргалиеву. Но в целом эксперимент оправдал себя, хотя трудностей хватало. Сказывается, что под надзором преподавателей кадеты только с 8 утра и до 5 вечера, а остальное время они проводят дома и на улице, а значит, открыты для любого влияния. Гораздо проще строить воспитательный процесс в кадетских корпусах закрытого типа, где дети находятся круглосуточно.
Кадетскую форму ребятам выдают после пятого класса, а снимают они ее после девятого. В прошлом году успешно закончили девятилетку кадеты уже второго набора. Сегодня существует два кадетских класса – шестой и восьмой, в которых занимаются 47 человек, среди них 5 девушек. Причем, если восьмой ориентирован, как и его предшественники, на армию, то шестой уже на полицию, которая стала поддерживать тесный контакт со школой.
– Открывать новые отдельные кадетские классы мы пока не планируем, – говорит Ольга Бородачева. – Вместо них создадим кадетскую группу, в которую могут быть приняты дети разных возрастов. Полдня они будут заниматься по общеобразовательной программе, вторую половину – по специальной. Почему так решили? Пошли навстречу родителям, обеспокоенным разлагающим влиянием улицы. Немало желающих видеть своих детей кадетами, но набор-то ведется не каждый год. Эту проблему и призвана решить кадетская группа. Мы стараемся приспособиться к меняющейся ситуации. Время покажет, насколько оправдано такое решение.
В школе № 2 сегодня работает дружный, творческий педагогический коллектив, реализующий на практике новые подходы в образовании. Шесть учителей имеют звание «Почетный работник общего образования РФ», столько же преподавателей – высшую квалификационную категорию, 12 – первую категорию, 70% педагогов с высшим образованием.
– Наша школа стремится быть в первую очередь местом радости для детей, спокойствия для родителей и творчества наших учителей, – подытожила беседу директор.
С чувством удовлетворения и легкой грусти, навеянной воспоминаниями о прошлом, покидал я здание своей родной школы. Меняются поколения, но тулунская вторая как была, так и остается в первых рядах городских учебных заведений.
[/EXP]