Александр Манзула: Успешные студенты заслуживают поощрения
25 января в России отмечается студенческий праздник – Татьянин День. Накануне мы встретились с председателем профкома ИГУ Александром Манзулой, который рассказал о современных студентах, их победах и заботах.
Сам он закончил вуз не так давно – в 2010 году, сейчас завершает работу над кандидатской диссертацией и преподает в Юридическом институте ИГУ.
– Александр, расскажите, для чего вообще в вузе нужен профком?
– Основная цель организации – защита социально-экономических прав и интересов студентов. Хотя на деле получается, что в ИГУ, как и во многих других вузах страны, деятельность профкома гораздо шире. Мы оказываем моральную и материальную поддержку. Например, сейчас проводим акцию «Сессия» – рассказываем студентам о порядке пересдачи экзаменов, назначения стипендий и т.д.
– Раньше при одной тройке академическая стипендия не назначалась в течение следующего семестра. Сейчас другой порядок?
– Система назначения стипендии сложная и студентам часто непонятна. Во-первых, существует академическая стипендия 1,9 тыс. рублей. Ее получают студенты, которые сдали сессию на четыре и пять. Если же сессия сдана на отлично, то назначается повышенная академическая стипендия 2,7 тыс. рублей. Кроме того, малообеспеченные, сироты и еще ряд социально незащищенных студентов имеют право получать социальную стипендию 2,8 тыс. рублей. Она выплачивается независимо от результатов сессии.
Во-вторых, если студент в течение длительного времени учится на отлично и хорошо, зарекомендует себя на факультете, то может получить стипендию Совета факультета – 3,1 тыс. рублей. Если он имеет значительные научные достижения, то получает стипендию Совета ИГУ в размере 3,9 тыс. рублей.
[EXP]
В-третьих, существует стипендия за успехи в пяти сферах деятельности: общественная работа, творчество, спорт, наука и учебные достижения. Ее размер составляет от 8 до 12 тыс. рублей. Учебные достижения – это когда несколько сессий подряд студент сдает все экзамены на отлично. Если он получает четверки и пятерки, но при этом занимается наукой, выступает на конференциях, защищает патенты, то также получает повышенную стипендию. Право на нее имеют и студенты, занимающиеся волонтерской и другой общественно-полезной работой, а также обладатели наград студенческой весны, дельфийских игр, участники выставок. Но здесь есть один нюанс: по закону такая стипендия положена лишь 10% от всех студентов, получающих стипендию. В ИГУ это 270 человек. В прошлом году наш профком вышел на Министерство образования и науки РФ с предложением увеличить число таких студентов до 20%.
– Как отреагировали в министерстве?
– Нашим предложениям была дана негативная оценка в связи с тем, что не во всех вузах одинаковая ситуация с успеваемостью. Здесь срабатывает принцип справедливости. Чем сложнее учиться, тем выше будет стипендия. Стипендиальный фонд не меняется. Получается, что в одних вузах предметы сложнее, со студентов спрашивают жестче и таким образом стипендия выше. В других вузах предметы полегче, учиться проще, поэтому большинство студентов получают повышенную стипендию, размер которой соответственно уменьшается. Если мы еще увеличим число студентов до 20%, то в этих вузах размер поощрения приравняется к обычной стипендии.
Кстати, мы также предлагали изменить критерии выплат повышенной социальной стипендии. Согласно постановлению правительства № 679, она предназначается малообеспеченным учащимся первых и вторых курсов. Если студент хорошо сдает первую сессию, ему назначается повышенная социальная стипендия. Если же доходы одного члена семьи выше уровня прожиточного минимума даже на 10 рублей, то студент уже не имеет права претендовать на эту стипендию. Кроме того, если вторую сессию студент сдал с одной тройкой, то он также не может получать повышенную социальную стипендию. Но потребность в ней есть. Поэтому мы предлагали учесть эти нюансы. Но нас не услышали, оставили прежние критерии.
Вообще студенческому координационному совету Общероссийского профсоюза образования потребовалось несколько лет, чтобы доказать необходимость поощрения студентов за разные достижения. Сначала в сентябре 2011 года стипендиальный фонд повысили на 9%. Потом вышли эти два постановления, по критериям назначения стипендий было много споров. Теперь студенты могут получать повышенную стипендию и спокойно заниматься учебой, научной, общественной и другими видами деятельности.
– Студенты этим пользуются или все-таки предпочитают подрабатывать?
– Каждый год к нам приходят разные студенты. Одни настроены активно проявлять себя в творчестве, науке, спорте. Другие стремятся получить образование для хорошей работы и достойной заработной платы в будущем. И уговорить их заниматься какой-то другой деятельностью невозможно. К сожалению, студентам трудно применять свои знания в реальности и получать за это достойные деньги. Сейчас выгоднее работать, например, баристой, развозчиком пиццы. За профессиональную деятельность работодатели редко платят, мотивируя это тем, что и так оказывают огромную услугу – дают студенту опыт. Нынешнюю систему практик надо усовершенствовать. В идеале студенты проходят практику на предприятии, проявляют себя и получают за свой труд вознаграждение. В таком случае они будут профессионально ориентированы, поймут рабочий процесс и к пятому курсу станут действующими специалистами.
Кстати, сегодня отмечается тенденция, когда студенты идут подрабатывать по специальности, но за меньшие деньги. Как правило, к окончанию вуза они уже официально трудоустроены хотя бы на полставки. Такая ориентация на результат прослеживается в каждом поколении студентов все больше и больше.
– Чем отличаются российские студенты от иностранных?
– Для студентов зарубежных стран процесс обучения – это действительно процесс обучения. У наших студентов все несколько иначе. Утром они учатся, после обеда бегут на работу, после этого снова что-то усердно учат. Студенты максимально настроены к рабочим будням, которые ждут их после окончания университета. А европейские студенты не прочь получать образование и до 30 лет. Они выигрывают гранты, получают различные виды поддержки.
– Но ведь и у нас есть такие возможности, получать гранты, например?
– Да, но это не соответствует нашему менталитету. Родители настраивают нас сразу после окончания вуза идти работать. Конечно, есть возможность учиться и до 30 лет, стажироваться за рубежом, выигрывать гранты по научной, академической мобильности. Просто у нас нет такой привычки, к сожалению.
– На ваш взгляд, какой должна быть полноценная студенческая жизнь?
– По-моему, в идеале студенты должны жить в кампусах, где после занятий в вузе можно пойти и спокойно позаниматься спортом, например. В этом смысле показателен пример общежития № 10 ИГУ. Рядом находятся учебные корпуса, стадион, лыжная база. Я иду весной с занятий в Юридическом институте и вижу полный стадион студентов. Кто-то с гантелями, кто-то играет в волейбол и футбол. Когда созданы все условия, студент начинает задумываться: пойти на остановку попить пиво или покататься на коньках. Чаще выбор идет в пользу второго, тем более что для студентов цены на такие услуги снижены.
– Какие еще проблемы приходится решать профкому?
– Приведу в пример факультет филологии и журналистики. Рядом с его корпусом есть прекрасный двор, где студенты могут отдыхать. Они даже готовы сами его оборудовать. Но комендант закрыла выход туда, мотивируя тем, что там будут мусорить. Я считаю, что мы должны дать студентам возможность самим создать рекреационную зону, убирать мусор. Весной и летом во время сессии ребята нуждаются в отдыхе, чтобы можно было просто на свежем воздухе побыть. Но хочу отметить, что все эти вопросы мы решаем, к счастью, администрации факультетов идут нам навстречу и всячески поддерживают.
– В случае конфликта с преподавателем могут студенты к вам обратиться?
– Могут, но у нас, как и в других вузах, все недопонимания решаются мирным путем. Если назревает серьезный конфликт, то администрации факультетов всегда готовы организовывать трехстороннюю встречу студент–преподаватель–декан и представители профсоюзной организации.
– Всегда удается найти компромисс? Ведь некоторые преподаватели уверены, что на пятерку знает только Бог…
– В таких ситуациях можно назначить комиссию, во время которой несколько преподавателей оценивают знания студента. Я сам как преподаватель стараюсь быть объективным. Но думаю, все равно есть ребята, которые считают, что ему задали сложный вопрос, а соседу – попроще.
– Как в ИГУ будут отмечать День студента?
– На протяжении восьми лет 25 января проходит финал конкурса «Лица ИГУ». Он проводится, чтобы выявить лучших из лучших в спорте, науке и других направлениях. Студенты голосованием определяют тройку лидеров, а уже потом из предложенных кандидатур экспертная комиссия выбирает победителя. Мы обращаем внимание администрации вуза на то, что эти студенты успешны и заслуживают поощрения.
[/EXP]