25.01.2013 07:15
Рубрики
Общество
Теги
25.01.2013 07:15

Помощь. Адаптация. Семья?

Более 350 детей в возрасте от трех до 18 лет прошли в 2012 году социальную реабилитацию в иркутском ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей». Сюда они попадают по направлению органов опеки и подразделений по делам несовершеннолетних ОВД. Вернуть в кровные семьи всех ребят не удается, поскольку условия проживания там порой просто нечеловеческие. Многие дети только в этом центре начинают говорить, играть со своими сверстниками, а кто-то впервые в жизни пробует котлету или шоколад. Педагогам, врачам, психологам приходится проводить с ними огромную работу.

Мы решили написать несколько статей о деятельности центра и для начала рассказать об отделении социальной диагностики и реализации социальных программ № 3, где на данный момент временно проживают 42 самых маленьких воспитанника.

Я по тебе скучал

В группе закончился сончас. Одни дошколята еще одеваются, другие, заправив постель, уже выходят в игровую комнату. Кто-то куксится, особенно те, кто попал сюда недавно. Но в основном дети спокойные и общительные. Они думают, что находятся в детском саду или в гостях и их обязательно заберут домой.

– Это жираф, а вот у него волосики, ушки, – вертя в руках игрушку, ко мне подходит маленький мальчик. Он поднимает глаза и обезоруживает трогательной фразой: «Я так долго тебя ждал, скучал», – мы обнимаемся. К нам подбегают еще двое малышей, и я оказываюсь в круговых детских объятиях. С такой теплотой здешние ребятишки встречают и совсем незнакомых, как мы, людей. Нельзя сказать, что они вовсе не видят родных. Родственники, в том числе и матери, у которых пришлось забрать детей, бывают у многих, но, забежав на полчаса, спешат возвратиться к своему привычному образу жизни:

[EXP]

– Бывает, что женщина вдруг одумывается и пишет заявление о том, что будет восстанавливаться в родительских правах. Ей дают время на сбор документов и обращение в суд. Однако в большинстве своем обещания так и остаются нереализованными. Мы ждем, малыш верит, что его заберут домой. Но время идет, и мы понимаем, что надо устраивать дальнейшую жизнь ребенка – в замещающей семье или детском доме, – вздыхает Ирина Богданова, заведующая отделением социальной диагностики и реализации социальных программ № 3 ОГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей». Раньше отделение в народе было известно как «приют на Некрасова», частью вышеуказанного казенного учреждения оно стало совсем недавно.

Без медкарт и прививок

Объединение нескольких социальных учреждений в одно позволило решить не только пресловутую проблему оптимизации, но и многие другие. Например, в 2012 году удалось получить лицензию на медицинскую деятельность. Сейчас в помещении бывшего приемного отделения расположен медблок, где есть процедурный кабинет и два изолятора. Здесь круглосуточно дежурит медсестра. На рабочем месте мы застали и врача-педиатра Татьяну Мурычеву. К счастью, в этот день никто из ребят не болел. Доктор разбиралась с документами:

– На момент поступления примерно у 70% детей вообще нет медицинских карт: матери во время беременности не наблюдаются в женской консультации, а после рождения ребенка не считают нужным посещать поликлинику, участковых в дом не пускают, многие часто меняют место жительства. Когда дети поступают к нам, мы делаем запросы в поликлиники, какие-то документы находим там, что-то приносят родственники. Выяснить, делали малышам какие-то прививки или нет, очень сложно.

На «Некрасова» дети попадают из приемного отделения только после сдачи анализов и проведения необходимых санитарно-гигиенических процедур. Затем идет черед полного медицинского обследования. У этих детей, как правило, большое число патологий. По результатам исследований, в том числе и обязательной ежегодной диспансеризации, назначается лечение.

Не немое молчание

– Основная масса детей поступает к нам с задержкой психо-речевого развития. Где-то у 85% мы наблюдаем нарушения грамматического оформления речи, низкий уровень развития связной речи, нарушения звукопроизношения, бедный словарный запас. Бывает, что ребятишки в пять-шесть лет не имеют элементарных: не могут назвать животных, виды транспорта. Неблагоприятный социальный анамнез приводит и к психическим расстройствам, прослеживается задержка развития психических процессов: внимания, памяти, – говорит дефектолог Татьяна Попова.  

Нередко случается, что в учреждение попадают дети, которые вообще не говорят, и не потому, что они немы. Конечно, порой имеют место и органические нарушения головного мозга. Но, по словам специалистов, чаще всего молчание ребенка – следствие колоссальной педагогической запущенности, с малышом попросту никто не разговаривал дома.

– В данное время у нас есть мальчик, который в четыре года вообще не говорил, даже звукоподражания не было. Сейчас он хорошо проговаривает односложные слова, пытается произнести короткие фразы, с удовольствием идет на занятия, у него возникает много вопросов. Это серьезный прогресс. Да и у остальных детей заметно пополняется словарный запас, усваиваются грамматические категории. Если мы видим даже небольшую динамику, для нас это большая радость, – продолжает Татьяна Попова.

Тепло домашнего внимания

Как только ребенок поступает в это учреждение, здесь собирается консилиум с участием разных специалистов – социального педагога, врача, психолога, дефектолога, методиста. Сообща они определяют, какие проблемы есть у нового воспитанника и как их нужно решать. Все шаги по восстановлению социального статуса каждого подопечного фиксируются в программе индивидуальной реабилитации и коррекционном дневнике. Берем наугад один из документов. Речь идет о девочке Наде: «2012 год. 27 января. При поступлении сторонилась детей. Была малообщительной. В группе все время держится в стороне. Играет одна. На вопросы педагогов не отвечает». Следом такая запись «На занятиях пытается принять участие в разговоре. Но ей мешает неуверенность». Первый успех приходит уже 8 февраля: «Самостоятельно нарисовала цветок, назвала ромашкой».

В списке рекомендаций по работе с детьми обращает на себя внимание фраза «проявлять тепло домашнего внимания»:

– Допустим, если ребенок плохо засыпает, ему не командирским тоном говорят, чтобы он ложился на бок и спал. Педагог может присесть, погладить по голове, приласкать, усыпить, – поясняет Ирина Богданова.

– Тогда и остальные попросятся.

– Иногда все просятся, и каждому педагог должен уделить время, внимание, тепло души.

– Самое удивительное и прекрасное в ребенке то, что он понимает добро. Им с рождения не хватало внимания, заботы, любви близких, все это мы пытаемся заменить, – говорит психолог Степан Соловьев.

Так же как и дефектолог, он проводит групповые и индивидуальные занятия с ребятами. Степан Соловьев разработал и авторскую методику, направленную на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. Работа у психолога практически ювелирная. Невнимательность, неуверенность в себе, ночные страхи, плохой сон – лишь часть многочисленных психологических проблем его маленьких подопечных.

Ни хлебом единым

В столовой – полдник. Дети с удовольствием уплетают десерт. Многие узнали вкус шоколада и других продуктов только здесь. Заведующая рассказывает, что даже когда на занятиях по теме «фрукты» вновь прибывшим малышам показывают картинки с изображением слив или персиков, они не могут назвать, что это такое. В крайнем случае, узнают яблоки. И даже шестилеток приходится иногда учить пользоваться вилкой или ложкой.

– Есть дети, которые во время еды набивают полный рот хлебом, вероятно, кроме хлеба и воды другой еды не видели. Многие ребята «кусочничают», то есть прячут кусочки хлеба про запас. Это свидетельствует о том, что ребенок дома голодал, и поэтому старается сделать запас. Поступали к нам малыши, у которых наблюдался рахит. Им не хватало витаминов не только из-за скудного питания, но и из-за недостатка солнечного света. С ними попросту никто не гулял. Многие дети при поступлении имеют недостаток веса, но у нас они быстро приходят в норму, тех, кто больше месяца здесь живет, вы практически не отличите от обычных, домашних детей.

Шаги в будущее

Мы заходим в музыкальный зал, где началось занятие в старшей группе. Дети готовят концертный номер к 23 февраля. Дети разучивают песню про бравых солдат и, старательно поднимая коленки, маршируют вокруг ковра. Кстати, его, так же как и новую музыкальную технику, мебель помогли приобрести спонсоры. Часто предлагают свою помощь и студенты-волонтеры. Воспитанники учреждения постоянно посещают театры, кино, цирк, музеи, они занимаются музыкой, спортом, рисованием. Их хорошо кормят и красиво одевают. Но детям нужна семья. Если родители все же берутся за ум, то ребенка после необходимых юридических процедур возвращают домой. (О работе с кровными семьями подопечных, которая ведется в ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», мы еще расскажем на страницах нашей газеты). Кого-то забирают в приемные семьи, кого-то определяют в детские дома. Но жизнь в соцучреждениях, по мнению Ирины Богдановой и других педагогов, далеко не самый лучший вариант.

– Мы уверены, что должны развиваться различные формы семейного устройства детей. И поскольку усыновителей пока немного, надо возрождать семейно-воспитательные группы. Замещающий родитель, получая небольшую зарплату, несет полную ответственность за принятых в семью детей. А для ребенка это намного лучше, чем жизнь в детском доме.

[/EXP]