Общая, значит, объединяющая
В тренде тема организации общественного городского пространства
Модернизация городской среды и формирование общественно-рекреационных пространств в Иркутске – такова тема 14-й сессии Международного Байкальского зимнего градостроительного университета, который пройдет с 1 по 24 февраля в НИ ИрГТУ.
Научным руководителем сессии, а точнее «пилотом», стала вице-президент Союза архитекторов России, член-корреспондент РААСН, действительный член Международной академии архитектуры, один из авторов проекта 130-го квартала в Иркутске Елена Григорьева.
Об актуальности этой темы для Иркутска она рассказала корреспонденту газеты «Областная».
– Елена Ивановна, что значит – «пилот» сессии?
– Это устоявшееся для европейских мастерских выражение, которое включает в себя понятия «направляющий» и «научный руководитель». Мой сопилот – урбанист с именем Жан-Мишель Гвино, он не так хорошо, как я, знает Иркутск, но у него больший опыт проведения мастер-классов. Жан-Мишель уже бывал в Иркутске на наших сессиях, как и мы у него в Сержи-Понтуаз под Парижем. Я согласилась стать пилотом 14-й сессии, потому что выступала одним из инициаторов, предлагавших зимнему университету тему организации общественных пространств, а инициатива, как известно, наказуема.
– В чем же, на ваш взгляд, актуальность этой темы?
– С этой темой мы попали прямо «в десятку». В последнее время произошел резкий скачок интереса к ней во всем мировом урбанистическом сообществе. Наконец, и нашим отечественным главам городов, по крайней мере, столичных, стало понятно, что в конкуренции за качественный человеческий ресурс общественная среда имеет огромное значение. Ведь именно она влияет на силу привязанности человека к тому месту, где он живет, способствует развитию городского сообщества. Недаром тема венецианского градостроительного биеннале, а также московского урбанистического форума и биеннале АрхМосква была озвучена как «Общая земля». Мы, не зная этого, первыми объявили круглый стол по этой теме в июне на фестивале «Зодчество Восточной Сибири». И до этого постоянно дискутировали и продвигали эту тему в профессиональной среде. Между прочим проект 130-го квартала, я имею в виду не реализацию со всеми ее недостатками, а именно проект, имел большой успех в среде профессионалов именно потому, что мы не просто регенерировали историческую застройку, но ввели туда общественное пространство. Благодаря этому квартал сегодня любим горожанами.
[EXP]
– Неужели городская среда способна удержать население? Ведь люди, все-таки, чаще всего уезжают в поисках более интересной работы и высокой зарплаты?
– Конечно, эти факторы тоже важны, но западные специалисты на примерах доказали, что модернизация общественных пространств оказывает реальное влияние на уровень миграции. Я, например, знаю многих «варягов», которых Сибирь задержала именно своей уникальной природой. И наш город должен стать таким особенным. Свою роль как пилота я вижу еще и в том, чтобы участники не просто предложили идеи, которые применимы ко всем городам, а вышли на направление, которое добавит Иркутску идентичности. Посмотрите, ведь даже Москва, не озабоченная уменьшением своего населения, занялась общественными пространствами. Отток населения из столицы тоже есть – люди едут за рубеж. Кроме того, это имеет значение и для туризма, ведь непривлекательные города посещают один раз «для галочки», а в привлекательные влюбляются и возвращаются снова и снова.
– Как вы на сегодня оцениваете общественные пространства Иркутска?
– Можно сказать, что в Иркутске есть некоторые успехи в создании новых локальных участков городской среды. Среди них специалисты называют пешеходную зону от торгового центра «Фортуна» с переходом на Нижнюю Набережную, общественное пространство внутри БГУЭП и 130-й квартал. Но на самом деле, если в центре ситуация более или менее нормальная, то в микрорайонах общественных пространств очень мало, а парковые зоны – настоящая редкость. Хотя наши предшественники в 1960-е –1980-е годы, а здесь работали великие градостроители: Воронежский, Бух, Павлов, заложили в ряде микрорайонов очень прогрессивные идеи, которые на тот момент были передовыми для СССР и сейчас не утратили актуальности. Я имею в виду микрорайоны Первомайский, Университетский, где внутри есть ось – пешеходный бульвар. Правда, в советское время сдавали, в основном, жилье, пешеходные улицы не получали должного внимания и со временем нередко зарастали бурьяном. Но благодаря тому, что на них выходили встроенные аптеки, КБО, магазинчики, они наполнились частными предпринимателями и ожили.
– Эта зона станет темой для одной из пяти международных команд?
– Между микрорайонами Университетский и Первомайский сохранился ручей, возле которого горожане должны были гулять в парковой зоне. Юные специалисты должны подумать, как эта зона может быть организована.
– Какие еще участки города предложено рассмотреть участникам?
– Бульвар Постышева с выходом на Набережную Лисихи, которая должна соединиться с бульваром Гагарина. На мой взгляд, общественные пространства, так же как и зеленые зоны, работают эффективнее, когда это не отдельные парки, а связанные друг с другом системы. Они лучше воспринимаются, эффективнее работают на бизнес.
Другой участок – прибрежная зона Академгородка, которую за последние 10 лет испортили многочисленные автосервисы, отгородившие жилье от берега реки. Причем они расположились как раз там, где в Ангару впадают ручьи. Во всей градостроительной документации это парковая зона.
Еще один участок – Боково.
– Разве в Боково возможно создать общественное пространство?
– Если спросить, какое у нас общественное пространство в Ленинском округе, то никто ничего назвать не сможет. Там есть пока только потенциальные общественные пространства.
– Всем командам будет предложено «облагородить» центр города. Это будут какие-то конкретные участки?
– Нормальный градостроитель, когда рисует маленький участок, имеет в виду весь город. Вспомним нашу торговую ось: рынки «Меркурий», «Сезон», улица Урицкого, площадь Торгового комплекса, участки улиц Тимирязева и Дзержинского, где идет стихийная торговля, и дальше – Партизанская, Байкальская, уходящие вверх до торгового центра «Иркутский». Эта ось прослеживается лишь географически и вполне может служить объектом для творческого переосмысления пространства.
Мы очень надеемся, что наши участники покажут возможности зимнего использования города. Ведь у нас не всегда минус 30. Кстати, когда мы предлагали зимнее использование амфитеатра в 130-м квартале, то показывали горки и даже сноуборд, базируясь на том, что на лестницах музыкального театра скейтбордисты устраивают свои соревнования. Над нами подшучивали, а в декабре в центре Москвы впервые в мире открыли площадку для сноубордистов. И было обидно – мы раньше это придумали. Опять иркутская градостроительная мысль опережает весь мир, а реализация вязнет.
Кроме того, зимнее использование города важно еще и для иркутской идентичности. А технологий сейчас много, например, в скандинавских странах в последние годы появились зимние кафе, и для нас это не такая уж экзотика, как может показаться. Помните, в Иркутске совсем недавно и летом не было кафе на открытом воздухе? А сейчас летние террасы работают почти во всех заведениях от весны до поздней осени. И, я думаю, зимний вариант с пледами, подогревом и тепловыми лучами может прижиться, хотя бы при температуре от -10 до +10. Тут только вопрос прецедента и менталитета.
– Запланирован ли симпозиум в администрации Иркутска?
– Конечно, на нем будут выступать и наши гости. Вообще я считаю, что коллеги, и особенно чиновники, должны в обязательном порядке принимать участие не только на этом симпозиуме, но и на промежуточной презентации работы группы. Московский урбанистический форум открывал и глубоко погружался в его работу мэр Собянин собственной персоной, а в каждой из сессий принимали участие крупные чиновники мэрии.
– Действительно, все темы градуниверситета были очень актуальны, приняты ли к сведению те идеи, которые высказали участники сессий?
– Нужно понимать, что университет – это не готовые решения с проектной документацией, а мозговой штурм, фонтан идей, стратегия развития. На одной из сессий было предложение сделать в Иркутске канатную дорогу через Ангару, и чиновники городской администрации, проведя расчеты, поняли, что это не так уж дорого, а привлекательность города вырастет в разы. Нижний Новгород, например, уже делает канатную дорогу.
– Градостроительный университет – единственный в России, а как его воспринимают в международном профессиональном сообществе?
– Мы рады, что сегодня у нас уже нет необходимости собирать желающих по всему миру, напротив, среди участников идет конкуренция – пять человек на место, есть конкурс и среди экспертов. Основателем университета является Борис Литвинов, которого нет с нами уже два года, но дело его живет, его продолжает команда молодых архитекторов, возглавляемая Александрой Козак. В нашей стране действительно нет другого такого стабильного ворк-шопа с именем. За 14 лет у нас поучаствовали студенты и эксперты примерно из 40 стран мира. Летний градостроительный университет Сержи Понтуаз возле Парижа, который помог нашему Зимнику основаться, продолжает его курировать, Зимник идеологически входит в его структуру. По итогам этой сессии Зимний университет может стать полноправным членом Европейской ассоциации градостроительных мастерских, что даст возможность городу проводить семинары не только зимой, но и летом, уже профессиональные.
[/EXP]