Омбудсмен получил в 2012 году около 300 жалоб от заключенных и подозреваемых

Индикаторы в оценке соблюдения прав и свобод в местах лишения свободы является количество жалоб и обращений, поступающих в адрес Уполномоченного по правам человека в Иркутской области, – отметил Валерий Лукин на заседании расширенной коллегии Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний, прошедшей 29 января. В течение 2012 года Уполномоченному поступали письменные и устные обращения граждан, в которых они сообщали о фактах нарушения их прав. Всего таких жалоб поступило около 300, т.е. каждое седьмое из общего количества.

Оценивая количество и содержание обращений, – отмечает Валерий Лукин, – можно сделать вывод, что лица, содержащиеся под стражей, обращаются лишь те, кто считает, что у него есть основания. Жизненный опыт подсказывает этим людям: жаловаться выйдет себе дороже. Преследование тех, кто посмеет жаловаться на администрацию, может приобретать самые изощренные формы. Самое страшное наказание для осужденных – не получить положительной характеристики, необходимой для решения судом вопроса об условно-досрочном освобождении.

Рассматривая жалобы и действуя в рамках своей компетенции, Уполномоченный обращался в органы прокуратуры, Следственного комитета, правоохранительные органы с просьбой о проведении проверок в соответствии с требованиями закона. В подавляющем большинстве случаев проверка по заявлениям осужденных о нарушениях их прав, в том числе о незаконном применении физической силы и иных неправомерных действиях сотрудников ФСИН завершается стандартной формулировкой «факты подтверждения не нашли».

Уполномоченный в 2012 году посетил несколько исправительных учреждений и каждый его приезд был инициирован обращением обвиняемого или осужденного, а также в результате массового недовольства в ИК-4, ИК-15. Однако план мероприятий по устранению недостатков в результате служебных расследований в ИК-4 не был представлен Уполномоченному. «У меня имеются основания полагать, что подобное положение дел в той или иной форме есть в других ИК», – считает Уполномоченный.

По мнению Валерия Лукина, причины этого явления многочисленны и разнообразны. В частности, культивируемые многие десятилетия традиции исключительно административно-силового решения проблемы осуществления контроля массы осужденных в местах лишения свободы, отсутствие у некоторых должностных лиц администраций мест лишения свободы знаний, умений и навыков, необходимых для решения сложных служебных задач. Также сотрудники системы не видят в осужденных людей, чьи права они обязаны обеспечивать и защищать, а некоторые из них считают, что их задача «надзирать», и еще недостаточные финансовые ресурсы, имеющиеся в учреждениях исправительной системы, для выполнения задач.

«Руководство главного управления проводит работу по соблюдению прав и свобод не только осужденных и подозреваемых, но и сотрудников, – отмечает Валерий Лукин, – Я в этом убедился, встретившись с сотрудниками СИЗО-1. У меня сложились нормальные рабочие отношения с руководством главного управления ФСИН. Я получаю ответы на свои обращения в установленные сроки, но, исходя из специфики своей деятельности, я в отдельных случаях не соглашаюсь с ними и настаиваю на дополнительных проверках с привлечением органов прокуратуры и Следственного управления», – подытожил Уполномоченный.