Так рождается чувство заботы

Три месяца назад в Усольском доме ребенка заработал проект «Как дома». В основе новаторской методики, по которой в России пока работают лишь шесть детских учреждений, – семейный тип воспитания. О сути проекта и первых его успехах узнали журналисты «Областной».

Сломать стереотипы

Дома ребенка, а их в Иркутской области восемь, – пристанище для тех, от кого родители отказались с самого рождения. Основная проблема, от которой больше всего страдают отказники, живущие в специальном учреждении – эмоциональное одиночество. Вот уже 20 лет кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургского госуниверситета Олег Пальмов изучает эту проблему, итогом которой стал проект модернизации российских домов ребенка.

Питерские ученые собрали доказательства, подтверждающие, что первые три года жизни человека являются определяющими в становлении личности. Если ребенок раннего возраста, оставшийся без попечения родителей, проводит в государственном учреждении дольше полугода, то ущерб, нанесенный его психическому и физическому развитию, уже не может быть восполнен. Так быть не должно, заявили питерские психологи.

[EXP]

В стандартном доме ребенка проживают малыши от рождения до четырех лет в группах по 12 человек. Персонал работает посменно, за время отсутствия воспитателя ребенок его попросту забывает, каждый день малышу приходится привыкать к новым людям. Отсутствие «постоянного взрослого» не дает сформироваться эмоциональной привязанности, а это – базовое условие нормального развития ребенка, формирования его личности, утверждают психологи. Они разработали модель, которая позволяет домам ребенка создать условия, максимально приближенные к семейным.

Сломать стереотипы и начать работать по-новому пока пожелали только в Новосибирской области. В пяти домах ребенка проект позволил полностью преобразовать всю систему воспитания. Итог – с начала эксперимента 96% малышей из сиротских домов были переданы на усыновление или в опекаемые семьи, ведь развитых малышей берут гораздо охотнее.

Вторые за Уралом

Усольский дом ребенка стал вторым за Уралом, где эта идея пришлась по душе. В Иркутскую область проект привезла директор Благотворительного фонда «Байкальское солнышко» Елена Почаева. Инициативу поддержала главный педиатр области, начальник управления регионального минздрава Елена Голенецкая.

Тема модернизации нашла поддержку и у главного врача детского учреждения Ларисы Коломеец. Там и раньше к своим подопечным старались относиться как к родным. Так появилось трехстороннее соглашение минздрава, дома ребенка и Новосибирского благотворительного фонда «Солнечный город».

В России не предусмотрена система обучения работников домов ребенка. Первой ласточкой проекта стало обучение персонала, проведение семинара для главных врачей, специалистов и сотрудников на базе областного минздрава.

При поддержке ведомства старший воспитатель Усольского дома ребенка Людмила Ефремова побывала в Новосибирске на семинаре, организованном детским благотворительным фондом «Солнечный город», минздравом Новосибирской области и Санкт-Петербургским госуниверситетом.

А для обучения усольского персонала из Санкт-Петербурга приехал сам автор программы Олег Пальмов.

Ребенок чувствует сердцем

В ноябре прошлого года в Усольском доме ребенка появилась первая экспериментальная группа «Карапузики». В ней вместо 12 малышей, как это было раньше, стало восемь.

В «Карапузиках» вместе со здоровыми детьми живут малыши с ограниченными возможностями, все они разного возраста. Детям обеспечили стабильное социальное окружение – за ними закрепили постоянных воспитателей, которые стали работать не по суточному графику, а с утра до вечера.

– Главным для персонала стал принцип «забота с уважением», – отметила старший воспитатель Людмила Ефремова.

Усольский дом ребенка – специализированный. Все воспитанники – дети из группы риска по социально-педагогической дезадаптации. Персонал формирует опыт индивидуальных коррекционно-развивающих программ, применяет игровую и музыкальную терапию.

При нашем появлении в группе «карапузики» продолжали спокойно играть. Обычно воспитанники в домах ребенка ведут себя по-другому – кидаются ко всем подряд, потому что при дефиците общения все взрослые кажутся им родными.

Лишь крохотная Лиза, растревоженная визитом непрошенных гостей, тянет ручки к воспитателю Наталье Ахметзяновой. Именно этого «близкого взрослого», замещающую маму, девочка привыкла видеть чаще других.

Наталья размышляет:

– То, что дети разных возрастов живут вместе, как в обычной семье – огромный плюс. Малыши берут пример со старших, быстрее учатся говорить слова и фразы. Мы стараемся, чтобы ребенок рос личностью. Раньше было как – все одновременно садятся на горшок – так надо! А если ребенок не хочет? Его «я» нивелируют, подчиняют коллективу. У моих малышей все по-другому. Спрашиваю их: «Что, будем из пластилина лепить?» А они говорят: «Нет, будем рисовать!»

В группе каждый волен заниматься своим делом, но под присмотром педагогов. Так малыши учатся самозанятости.

Нам рассказывают, как «старшаки» трогательно опекают малышей, помогая им одеваться перед выходом на прогулку. Присутствие разновозрастных детей каким-то чудом сглаживает конфликты. Они перестают драться за одну и ту же игрушку, меньше ссорятся.

– Опыт показывает – новое качество жизни снижает риск отставания в нервно-психическом и социальном развитии. Я работаю здесь с основания детского дома, – рассказывает Людмила Ефремова. – Есть с чем сравнить. И поверьте, у детей теперь меньше стрессов, волнений, а значит, и персоналу легче работать.

В «Карапузиках» с 9 до 10 утра по плану – семейный час. Это время, когда с детьми находится только «близкий взрослый». Воспитатели и дети в интимной, семейной обстановке играют, общаются. Малыши рассказывают о том, что с ними происходит, учатся делиться своими чувствами, заботиться друг о друге. «Ребенок чувствует сердцем», – говорят воспитатели.

В Усольском доме ребенка уютно, красивая мебель, хорошие игрушки – помогают областные власти и спонсоры. Но не только этим богато учреждение.

– Воспитатели, кто не хотел перестраиваться, потихоньку ушли. У нас молодой, мобильный коллектив. Многие могут и в выходные работать, – делится главный врач.

Практически весь персонал обучен психологии детей раннего возраста. Группа работает по командному принципу – медсестра, воспитатель, санитар в равной степени отвечают за социально-эмоциональное благополучие каждого воспитанника группы.

По итогам прошлого года, 46 малышей перешли в семьи. Особенно востребованы девочки. Разновозрастные брат и сестра, которые воспитывались в одной группе, ушли на усыновление вдвоем – так настоял коллектив. Бывают редкие случаи, когда сирот забирают бабушки-дедушки. Но меньше их не становится.

Педагоги готовы учиться и дальше создавать новые семейные группы, проект рассчитан до 2015 года. Со временем экспериментальная площадка в Усолье станет обучающим центром, когда по пути усольчан пойдут другие детские учреждения области.

[/EXP]