Возвращение гения
В Иркутске открылась экспозиция работ Петра Турчанинова
Жизненный путь художника редко усыпан розами, и даже самый выдающийся талант – не всегда гарантия прижизненного успеха. Примеров, когда мастеру, чьими работами восхищаются потомки, суждено было умереть в забвении, немало и в творческой среде Иркутска. Одно из таких недавно открытых имен – живописец Петр Турчанинов, ушедший из жизни в 2009 году.
В музейной студии Иркутского областного краеведческого музея открылась выставка «Гений из Сибири». В экспозиции представлено более 60 работ из коллекции Максима Крылова.
– Собрание попало мне в руки в 2009 году, – рассказал коллекционер. – Тогда еще я не знал этого художника и обратился к искусствоведу Татьяне Ларевой. Перед нами лежала гора потрепанных работ, и действовать нужно было быстро, так как холсты уже начали осыпаться. Реставраторы Валентина Рос и Светлана Тютикова три года спасали работы. И сейчас, когда коллекция восстановлена, можно сказать – оно того стоило.
Впервые творчество Петра Турчанинова было показано в 2009 году в культурно-досуговом центре «Художественный», и тогда наследие мастера стало открытием для иркутских искусствоведов и художников.
– Для музея сегодня большая честь представлять эти работы, – сказал на открытии выставки директор Иркутского областного краеведческого музея Дмитрий Люстрицкий. – Ведь мы присутствуем на открытии выставки художника, который через 10–15 лет будет считаться одним из самых значительных мастеров XX века в истории сибирского искусства.
Портреты, пейзажи, картины, представленные в музейной студии, демонстрируют интересный почерк, балансирующий на зыбкой грани импрессионизма и реализма. И хотя словосочетание «Гений из Сибири» – именно так названа книга о Петре Турчанинове – возможно, звучит слишком громко, очевидно, что перед нами автор незаурядного дарования.
– В Иркутском художественном училище он был студентом на курсе Аркадия Вычугжанина. Уже тогда его трудно было не заметить, настолько явным был его талант, – рассказала Татьяна Ларева. – Большой резонанс вызвала защита его дипломной работы «Вечер на Байкале». Потом он два года учился в Суриковском училище. И в Москве талантливый иркутянин тоже всех ошеломил своим пониманием живописи, свои дарованием, но проучился он там недолго, потому что он уже сложился как художник, и ему не хотелось снова повторять азы. После службы в армии Турчанинов вернулся в Иркутск и начал работать в художественном фонде. Его картина «На озере» в 1962 году была отмечена критикой декоративного стиля, но художественный фонд ее все же приобрел. Затем Турчанинов вернул эту работу в свою коллекцию и исчез с творческого горизонта. Ситуация в Союзе художников была не благоприятной для него, я не скажу, что это была травля и гонения, как у Жибинова, но иногда творческому человеку достаточно и малой дозы неприятия.
Тогда Петр Турчанинов перестал выставляться, жил скромно в небольшом домике, который они построили вместе с художником Евгением Ушаковым. При этом автор писал, как говорится, «в стол», часто на обычных картонках от папок.
– Он редко появлялся в Союзе, и все считали, что он просто перестал писать, – рассказала Татьяна Ларева. – Тем более удивительно было, когда всплыла эта коллекция. И хотя я как искусствовед к понятиям «гений» и «эпоха» отношусь сдержанно, все же могу сказать, что эти работы действительно высокой степени одаренности.
Кстати, на открытии выставки наиболее одаренным студентам Иркутского художественного училища уже в третий раз вручили премию имени Петра Турчанинова, которую учредил Максим Крылов. В этом году наиболее достойными были признаны Андрей Журавлев и Дарина Кантакова.
– Следующим этапом популяризации творчества Петра Турчанинова будет представление его работ Западу, – рассказал Максим Крылов. – Ведь я считаю, что такого самобытного художника обязательно должны узнать в музеях первой величины.
С этой же целью создан сайт. Чтобы представить уровень произведений Петра Турчанинова, многие его работы оцениваются сегодня в миллионы долларов.