Нераспакованные миллионы
Больницы почти не используют новое оборудование
Два года действия в области программы модернизации здравоохранения во многом утолили голод медучреждений на современное диагностическое оборудование. На его приобретение было выделено 2,5 млрд рублей. Вот только эффективность использования техники не всегда высока. Об этом рассказала аудитор областной КСП Ольга Ризман на заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания, возглавляемой Тимуром Сагдеевым.
Крупная партия медицинского оборудования стоимостью в 152 млн рублей была приобретена для Ивано-Матренинской детской больницы. Предназначалась она для оснащения нового хирургического корпуса, завершить строительство которого администрация Иркутска обещала летом 2011 года. К этому сроку и стали поступать первые партии заказанной аппаратуры. Но устанавливать ее негде. Прошло не только лето 2011 года, но и лето 2012 года, а корпус стоит недостроенный. В лучшем случае он будет сдан лишь нынешним летом. Примерно половина оборудования (наркозно-дыхательные аппараты, инкубаторы для новорожденных и др.) используется в других отделениях больницы, но современная интегрированная операционная вместе с компьютерным томографом так и остаются невостребованными.
Примерно та же история приключилась и в областной больнице № 2. Закупленный рентгенохирургический аппарат с операционным столом стоимостью в 3,1 млн рублей уже почти год томится на складе. Для него требуется помещение с защитой от рентгеновского излучения, а такового пока не сумели подыскать.
В Шелеховской ЦРБ урофлоуметр английского производства почти четыре месяца простоял без дела из-за отсутствия бумаги для принтера. А германский цистоуретроскоп, обошедшийся в 666 тыс. рублей, столько же времени стоял отключенный только потому, что не позаботились вовремя о дезинфицирующих средствах.
Еще более поразительную «производительность» демонстрирует американский аппарат искусственной вентиляции легких для детей и новорожденных стоимостью почти в 2,2 млн рублей, что используется в областной больнице № 2. За восемь месяцев эксплуатации он работал лишь 10 часов.
Как выяснила поверка, больницы сплошь и рядом подписывают акты о приеме в эксплуатацию оборудования, которое еще не смонтировано. Поставщик благополучно получает деньги и отбывает восвояси. Например, в Ивано-Матренинской детской больнице уже после подписания акта обнаружили дефекты, из-за которых медицинская аппаратура не могла быть запущена в действие. Год пытаются призвать к ответу поставщика, а тот игнорирует все направляемые ему письма.
Аудиторы обратили внимание и на еще одну особенность: в больницах не хватает помещений для монтажа нового оборудования, в то время как старое не списывается и занимает лишнее место. Только в областной больнице подлежит списанию около 80 единиц медицинского оборудования.
Члены комиссии рекомендовали областному министерству здравоохранения ужесточить контроль за использованием поступившего медицинского оборудования, предназначенного для оказания бесплатных медицинских услуг населению области и в месячный срок устранить все нарушения, отмеченные КСП.
На заседании были оглашены и итоги проверки целевого и эффективного расходования средств областного бюджета, направленных на реализацию долгосрочной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области на 2011–2013 годы».
По словам аудитора КСП Юлии Махтиной, проводившей проверку, сама программа написана не языком технических норм, излагающих в процентах износ инженерных сетей, снижение в них тепловых потерь, улучшение качества воды, а языком плакатов: «качественное прохождение отопительных сезонов», «предоставление коммунальных услуг надлежащего качества».
В программе не установлена методика распределения субсидий между муниципальными образованиями. Всем установили единый пятипроцентный уровень софинансирования без учета различия в бюджетной обеспеченности, уровне развития коммунальной инфраструктуры, природно-климатических условий.
В программу включались инвестиционные проекты, не прошедшие госэкспертизу по достоверности их сметной стоимости. Как выяснилось, она была занижена на 85 млн рублей. Эта ошибка уже привела к тому, что проекты не укладываются в отпущенные им суммы и требуют дополнительного финансирования.
Проверка выявила неоднократные нарушения подрядными организациями сроков проведения работ. Никто не понес за это финансовой ответственности, отмечает КСП. Хотя по подсчетам аудиторов штрафные санкции могли принести областному бюджету более 10 млн рублей.
Члены комиссии по контрольной деятельности дали министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области месячный срок для устранения всех выявленных нарушений.