Иркутская область поддержит инвесторов
Средствами специального фонда и предоставлением госгарантий
В минувшую среду на сессии ЗС в первом чтении были приняты законопроекты «Об Инвестиционном фонде Иркутской области» и «О порядке предоставления государственных гарантий Иркутской области».
И в правительстве области, и в парламенте отмечают, что они создадут благоприятный инвестиционный климат, позволят развить ряд отраслей экономики.
Необходимость специализированного фонда, нацеленного на расширение государственно-частного партнерства, ощущалась давно. Сейчас очевидно: дополнительные доходы в бюджет можно получить, только вкладывая деньги в расширение промышленного производства. Все чаяния воплотились в законопроекте «Об Инвестиционном фонде Иркутской области», подготовленном правительством по поручению губернатора Сергея Ерощенко.
Комментируя принятие закона, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Сергей Курилов отметил:
– Главное, мы получаем возможность реализовать те инвестпроекты, которых у нас скопился целый портфель. Не все они, конечно, равноценны, их еще придется проверить на эффективность. Тем не менее часть из них может принести в бюджет дополнительные доходы.
Это подтвердил и заместитель председателя правительства Алексей Зезуля:
– У нас уже сформирован пул инвестпроектов для поддержки. Сейчас наша задача – выбрать самые эффективные. В целом, это могут быть проекты по розливу воды, созданию металлургических производств, деревообработке.
Он уточнил, что поддержка инвестпроектов предусмотрена в форме финансирования затрат на создание инфраструктуры – транспортной или энергетической. На первом этапе поддерживаться будут так называемые быстрые проекты, срок реализации которых составляет не более пяти лет. Таким образом, область планирует компенсировать ожидаемое снижение темпов роста поступлений в региональный бюджет от налога на прибыль предприятий добывающей отрасли. Проекты, прошедшие отбор, должны не менее чем на 50% финансироваться за счет частных средств. Инвесторами не смогут выступать государственные или муниципальные предприятия, хозяйствующие субъекты с долей участия государства, субъектов РФ и муниципалитетов, превышающей 25%, а также их дочерние предприятия.
Надо отметить, что согласно Бюджетному кодексу право создавать свои инвестиционные фонды у регионов появилось еще в 2006 году. С тех пор 34 субъекта уже пользуются софинансированием из Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации своих проектов.
– Можно выразить сожаление, что до сей поры у нас закона об Инвестиционном фонде не было, – отметила председатель ЗС Людмила Берлина. – Я регулярно подписывала соответствующие письма, настаивая на том, что нам надо сформировать Инвестиционный фонд, и на условиях софинансирования продвигать частно-государственное партнерство. Отрадно, что это все же случилось.
В пользу принятия законопроекта послужило решение правительства России. Оно подразумевает выделение денег из Инвестиционного фонда РФ только тем регионам, которые обзавелись собственным фондом.
Объем бюджетных ассигнований Инвестфонда Иркутской области будет установлен законом об областном бюджете. Первые параметры будут известны в марте, пообещал Алексей Зезуля.
Представляя законопроект о государственных гарантиях, глава минэкономразвития Руслан Ким сослался на мировую практику, которая давно уже применяет этот протекционистский инструмент для привлечения потенциальных инвесторов, как отечественных, так и иностранных.
– При встречах с предпринимателями Китая и Южной Кореи они в первую очередь задают вопрос: есть ли у вас государственная поддержка инвестиционной деятельности? – рассказал Руслан Ким. – И этот вопрос не праздный. Когда государство выступает в роли гаранта, растет заинтересованность в успешной реализации проекта.
Согласно тексту закона, объем обязательств, обеспеченных гарантией, не может превышать 70% основного долга инвестора. Все проекты, которые будут представляться на конкурс, должны быть увязаны как с планами социально-экономического развития области, так и со стратегическими направлениями областной индустрии. Госгарантии будут выдаваться только тем, кто может обеспечить максимально быстрый эффект, увеличить налоговую базу областного бюджета и предоставить новые рабочие места.
– Мы понимаем, какую ответственность за бюджетные деньги и организацию этой работы правительство берет на себя. Поэтому выстраиваем защитную систему, чтобы оградить бюджет от неэффективных проектов, лоббистских интересов, мошеннических схем. На министерство финансов возлагается оценка финансовой состоятельности компаний, а министерство экономического развития обязано точно взвесить ценность инвестпроектов, – сказал Ким.
Все проекты, которые будут рассматриваться в качестве получателей госгарантий, пройдут тщательный отбор, в ходе которого будут проверяться не только реалистичность бизнес-планов, но и биографии самих компаний, пожелавших прийти на территорию области.
Глава минэкономразвития Руслан Ким пояснил, что механизм госгарантий будет эффективен при реализации проектов в нефтепереработке (к примеру, создании небольших нефтеперерабатывающих заводов), производстве стройматериалов, химии, деревообработке (производстве мебели).
Отвечая на вопрос депутатов, на какую сумму гарантий может рассчитывать инвестор, министр сказал, что это зависит от многих факторов: стоимости проекта, его значимости, размера возможных выгод для области.
– Этот закон ориентирован на поддержку новых компаний, только выходящих на рынок. Но это могут быть и малые предприятия. Соответственно, объем гарантии может варьироваться, к примеру, от 10 млн до 2 млрд рублей, – предположил Руслан Ким.
Большинством голосов (при трех воздержавшихся) законопроект о госгарантиях был принят также в первом чтении. Как ожидается, в первом полугодии оба закона, касающихся поддержки инвесторов, будут окончательно приняты в парламенте и направлены на подпись губернатору.
Председатель Байкальского банка Сбербанка России Владимир Салмин полагает, что за счет законов можно облегчить доступ к кредитным ресурсам тех инвесторов, у которых отсутствует обеспечение либо недостаточно собственных средств.
– Банки кредитуют проекты, где доля собственных средств инвестора составляет 20–30% от общего объема финансирования. Немногие готовы выполнить это условие. Далеко не все заемщики имеют и достаточное ликвидное обеспечение на всю сумму привлекаемых кредитных средств. Есть проблема низкого качества проработки бизнес-планов. Проект, на самом деле, может, и хорош, но бизнес-планом это не подтверждено, и банк, как правило, отказывается его финансировать, – пояснил Владимир Салмин.