Нет слов…

47-летний ангарчанин признал себя виновным в преступлении

20 февраля во время проверки показаний на месте 47-летний ангачанин Виктор Д. в присутствии понятых и адвоката признался в изнасиловании и убийстве 11-летней школьницы из Шелехова Ульяны Алексеевой.

Сейчас мужчина арестован, ему предъявлено обвинение по двум статьям УК РФ – 105 и 131. Напомним, девочка пропала 7 февраля, когда пошла на занятия в шелеховский дом творчества. Ее тело было обнаружено на следующий день в карьере.

Это преступление в очередной раз всколыхнуло общественность региона, люди вновь потребовали от властей ужесточить наказание для убийц-педофилов. Наш корреспондент Юлия Мамонтова встретилась с обвиняемым и задала ему несколько вопросов. Подробности – в репортаже.

20 февраля, Следственный отдел по Шелеховскому району СУ СКР по Иркутской области. Уже вечер, но здесь достаточно многолюдно – оперативные сотрудники полиции, следователи, криминалисты – все последние дни с момента исчезновения Ульяны Алексеевой они работают чуть ли не круглые сутки. Из кабинета на первом этаже выходят несколько мужчин. Это статисты, которые участвовали в процедуре опознания предполагаемого преступника. У ангарчанина Виктора Д. (его полную фамилию мы не называем до той поры, пока все видевшие его свидетели не поучаствуют в процедуре опознания) есть семья – жена, дочь, внучка.

– Если бы с ними такое случилось, что бы вы сделали с этим человеком?

– Я не буду на этот вопрос отвечать, не буду говорить ничего насчет семьи.

Коренастый мужчина средних лет, среднего роста, в шапке, не в меховой формовке, которую многие видели в ориентировках, а в обычной – вязаной. Он уже переоделся и, говорят, переживал, не будет ли ему холодно в камере. А еще волновался, кто там с ним будет находиться по соседству.

– Вы живете в Ангарске, почему приехали в Шелехов 7 февраля, у вас там знакомые?

– Просто так получилось.

– Вы раньше знали эту девочку или впервые здесь увидели?

– В первый раз вижу, – отводит взгляд мужчина.

Почему «вижу»? Правильный ответ – «видел»: девочку похоронили 11 февраля. Я не спрашиваю у обвиняемого о подробностях изнасилования и убийства школьницы. Он все и так сегодня рассказал следователям в присутствии адвоката, понятых и под видеозапись.

– Обвиняемый пояснил, что в этот день приехал в Шелехов, где стал пить водку. На конечной автобусной остановке он сначала общался с людьми, а потом, когда увидел девочку, решил изнасиловать ее. Он представился ей сотрудником полиции и обещал довести домой, к маме. По дороге обвиняемый обманным путем увел ребенка к карьеру, заставил раздеться и изнасиловал девочку. После этого она, обнаженная, пыталась убежать от него в полной темноте, но через несколько десятков метров мужчина ее догнал и задушил своим шарфом, после чего скрылся с места преступления, – сообщил руководитель первого отдела по расследованию ОВД о преступлениях против личности и общественной безопасности СУ СКР по Иркутской области, руководитель следственной группы по данному уголовному делу Василий Белоусов.

Василий Белоусов один из лучших следователей СУ. Для расследования этого дела с самого начала была создана следственно-оперативная группа из 20 опытных сотрудников Следственного комитета. Также в ее состав вошли несколько десятков оперативников регионального ГУ МВД.

На причастность к совершению преступления было проверено в общей сложности 1200 человек, проведено семь тысяч опросов, более 600 проб взято для проведения генетической экспертизы,

– В сутки обрабатывалось до 192 образцов ДНК. Мы проверяли жителей не только Шелехова, но и Иркутска, Ангарска, других городов области, к нам присылали информацию по ориентировке из разных территорий. Мало того, среди проверенных лиц был даже гражданин США, – поясняет руководитель отдела криминалистики СУ СКР по Иркутской области Иван Расторгуев.

– Для оказания практической помощи коллегам в Иркутск прибыли три сотрудника Главного управления криминалистики СК России. Один из них с помощью специальной психологической методики даже вводил некоторых свидетелей в состояние транса, чтобы они во всех подробностях могли вспомнить приметы преступника. А видели его в тот день в Шелехове порядка десяти человек. По их описаниям художник создал композиционный портрет подозреваемого, очень, кстати, похожий на оригинал.

Следователям помогали многие. Для поиска убийцы было решено подключить волонтеров.

– На наш призыв откликнулись студенты иркутских вузов – ИГУ, ВСИМВД, ВСГАО, представители Российского союза молодежи, объединения студенческих отрядов, байкеры. Мэр Иркутска для проведения мероприятия в Шелехове выделил 10 автобусов. Всего в акции приняли участие более 300 волонтеров, – говорит старший помощник руководителя СУ СКР по Иркутской области Владимир Саловаров.

– Когда мне и моим одногруппникам пришло СМС-сообщение от знакомого, который предлагал помочь в поиске преступника, мы согласились сразу, не раздумывая. В Шелехове нас разделили на группы по четыре человека, старшим назначили курсанта из Восточно-Сибирского института МВД. Мы ходили по домам, звонили в квартиры, показывали ориентировки, собирали информацию, – рассказывает студентка ВСГАО Виктория Кошкарева. – Жители города в основном отнеслись к этой акции с пониманием, но были и те, кто не желал общаться с волонтерами. Жаль, что некоторые полагают, что раз не с ними случилась беда, то нужно оставаться в стороне. Я так не считаю и всегда готова оказать волонтерскую помощь, если она понадобится. И считаю, мы работали не зря, даже несмотря на то, что подозреваемого обнаружили в Ангарске.

Ангарск изначально рассматривался как город, где можно искать предполагаемого убийцу, ведь Ульяна раньше жила с родителями именно там. Поэтому работа в городе нефтехимиков тоже велась, в том числе по проверке ранее осужденных, а также освободившихся из мест лишения свободы по УДО. Виктор Д. тоже недавно освободился условно-досрочно из колонии в Красноярском крае, где отбывал наказание за разбой и грабеж. Каждый месяц он должен был отмечаться в отделе полиции. Если бы он не пришел ставить очередную отметку, это бы вызвало подозрения, поэтому деваться преступнику было просто некуда, и он пришел в отделение, причем в той самой одежде, в которой был изображен на ориентировках. В полиции он стал заметно нервничать, и бдительный сотрудник отдела обратил на это внимание. Генетическая экспертиза пробы, взятой у мужчины, была готова через четыре часа. Она оказалась положительной. Затем убийцу начали опознавать свидетели. Эта процедура еще не подошла к концу, когда я задала обвиняемому последние вопросы:

– Если бы сейчас повторилось 7 февраля 2013 года, и этот день был вами заново прожит, как бы вы поступили?

– Не хочу отвечать.

– Вы верите в Бога?

– Нет. Не верю.

– Что бы вы хотели сказать родным Ульяны?

– Ничего не хочу сказать…