22.02.2013 07:15
Рубрики
Территории
Теги
22.02.2013 07:15

Местные реалии

131 Федеральным законом Качугский район разделен на одно городское и 13 сельских муниципальных образований. Все полномочия муниципалитеты первого уровня выполняют сами.

Насколько успешно это удается и с какими проблемами сталкивается местная власть, газете «Областная» рассказали главы администраций МО.

Энтузиазм Бутаковского МО

В Бутаковское МО входит семь населенных пунктов. Руководит муниципалитетом с января 2006 года Галина Попович. Работая в этой должности третий срок, Галина Петровна во всех нюансах изучила возложенные на сельскую власть полномочия. О том, как их удается выполнять, она говорит так:

– Где-то выкручиваемся на голом энтузиазме. А где-то и этот способ не работает. Как, например, нам исполнять первичное противопожарное обеспечение? У нас нет ни пожарной машины, ни трактора, ни специальной емкости с насосом. Есть только три бабы (администрация. – Авт.) и два водителя – вот и вся наша пожарная команда. С наступлением пожароопасного периода, когда люди начинают жечь прошлогоднюю траву, поочередно сидим на крыше и следим: все ли нормально.

Еще одна обязанность – расчистка дорог. На этой неделе приехал инспектор ГИБДД. Проехал по деревне, спрашивает: «Почему не убираете снег?» и тут же штраф выписывает. А чем мы будем его убирать? Час аренды грейдера стоит около трех тысяч рублей. Нашего бюджета на весь год не хватает. Хорошо, что появился областной Дорожный фонд. В прошлом году область нам выделила на ремонт дорог 751 тыс. рублей, плюс 7,5 тыс. – софинансирование нашего МО. Отремонтировали четыре километра. На этот год дают 1,44 млн рублей, но софинансирование при этом должно быть не менее 5%, а это 57 тыс. рублей. Думали – где взять? В итоге убрали из своих зарплат.

Собственных средств в Бутаковском МО менее 10% от необходимой суммы. В прошлом году местная казна получила за год 509 тыс. рублей. По планам текущего года эта цифра составит и того меньше – 412 тыс. Снижение доходов, по словам Галины Попович, произошло из-за закрытия пилорамы и двух крестьянско-фермерских хозяйств.

[EXP]

– Конечно, помогает финансово область, мы получаем субсидии и дотации, но приходят они с большим опозданием и частями, – сокрушается сельский руководитель. – В январе, например, областных субсидий на выплату зарплаты работникам культуры пришло всего 90 тыс., а требуется 230. Уже получается задолженность. При этом для них требуют повышения зарплаты, а за счет каких средств? Нам еще нужно платить за электроэнергию – это порядка 45 тыс. рублей в месяц, решать проблему с дровами – с 2011 года для муниципалитетов не проводятся аукционы и не выделяются лесоделяны…

Посетовала глава администрации и на отсутствие интернета:

– Когда ввели 131 закон, говорили, что муниципалитеты обеспечат оргтехникой. Компьютеры у нас уже лет шесть как появились, а интернета так и нет. Сейчас вся отчетность в электронном виде. Иной раз какой-то новый закон нужно срочно посмотреть – и негде. Приходится постоянно обращаться за помощью в школу.

Среди множества неотложных дел у руководителя значится перекрытие кровли и капитальный ремонт котельной в доме культуры села Бутаково, строительство водонапорной башни в деревне Щапова, строительство летнего водопровода в верхней части села Бутаково…

В областные программы строительства жилья, модернизации учреждений культуры и инвестиционные проекты минсельхоза Бутаковское МО не входит, поскольку нет средств на составление проектно-сметной документации, которые муниципальные образования должны выполнять за свой счет. Содержать социальную сферу: четыре сельских клуба, две библиотеки, четыре водонапорные башни помогает район и местные предприниматели, которые на безвозмездной основе выделяют стройматериалы.

– Муниципальную власть приблизили вплотную к населению и наделили полномочиями, которые она теперь обязана исполнять на качественном уровне, только не подкрепили финансово, – констатирует Галина Попович. – А люди стали требовательнее, хотят жить достойно. Они учиняют спрос за недостатки с нас – с тех, кого избирали и на кого надеялись, оставшись жить в родных селах. Необходимо менять ситуацию, иначе местному самоуправлению не выжить!

В последнее время большую помощь селянам оказывают принятые по инициативе Законодательного Собрания проекты «Народный бюджет» и «Народные инициативы». В Бутаковском МО на эти деньги заменили окна в сельских клубах, библиотеках, детском саду и начальной школе, а также приобрели 36 дорожных знаков – раньше за их отсутствие муниципалитет регулярно выплачивал штрафы, купили музыкальную аппаратуру, теннисные столы, бильярд и долгожданную пожарную помпу.

– Поделили по-честному, – докладывает Галина Попович. – Что люди заказывали – все выполнили.

Больше всего, по словам руководителя, покупкам радуются ребятишки. Они теперь с раннего утра занимают в клубе очередь, чтобы поиграть в настольный теннис и сразиться в бильярд.

Благодаря победе в конкурсе «Вот моя деревня», который проводился по инициативе всероссийского Союза местного самоуправления и областного Совета женщин, в клубе села Ацикяк появился телевизор, а за первое место в районном конкурсе МО в 2009 году муниципалитету вручили музыкальный центр.

Выживают в деревнях, в основном, за счет собственных подсобных хозяйств. В Бутаковском муниципальном образовании их 340. Почти треть держат по десять и более голов скота. Почти в каждом дворе есть трактор и прицепная техника. 179 человек оформили земельные доли. Паевые – по 18,9 га – получили все бывшие работники совхоза и муниципальные служащие. Люди продают молоко Иркутскому масложиркомбинату. За прошлый год сдали 900 тонн – треть от всего количества, собранного у населения Качугского района. В итоге, каждое хозяйство в месяц смогло заработать на сдаче молока по 10–12 тыс. рублей. А еще в Бутаковском МО зарегистрировано больше всего в районе земельных участков. Собственность на землю оформили 112 человек, 70 зарегистрировали права собственности на дома.

По своей инициативе в центральной усадьбе построили обелиск участникам Великой Отечественной войны, построили водонапорную башню в селе Бутаково, сельский клуб в деревне Шеина, весовую для взвешивания скота, на месте разрушенного в 30-х годах прошлого века храма установили часовню, заложили сквер памяти, высадив более 120 деревьев.

– Мы так-то не пропащие, – улыбается Галина Попович. – Работаем, не унываем, сдаваться не собираемся! Каждый год что-то придумываем, строим. По программе «Социальное развитие села» у нас построено шесть домов. Появляются молодые специалисты: в прошлом году, например, приехали повар, механизатор и медсестра. Работает пять крестьянско-фермерских хозяйств. Самое успешное – у Владимира Савинова. В прошлом году он продал 28 тонн свинины! Сейчас склоняем его на организацию цеха по мясопереработке. Готовы оказать содействие, выделить помещение. Появится цех – будут новые рабочие места, увеличатся отчисления в бюджет, а значит, всем нам жить будет полегче.

Памятники архитектуры

Музеем под открытым небом называют Качугский район не случайно. Уникальные памятники истории и архитектуры прославили это место далеко за пределами Сибири. Посмотреть на Шишкинские писаницы, дом-музей Святителя Иннокентия и Воскресенский собор приезжают люди со всего света. Однако для муниципальных образований, как оказалось, наличие раритетов имеет не только положительные моменты.

– Селу Верхоленск в прошлом году исполнилось 370 лет, – рассказывает, проводя экскурсию, глава Верхоленского МО Сергей Шонькин. – Правый берег реки Лены, а это весь Верхоленск, признан памятником архитектуры и истории, поэтому любые земляные работы и выделение участков здесь запрещены. Хотели мы, к примеру, установить в селе телевизионную вышку на 12 цифровых каналов, выделили земельный участок, приехали на согласования, а нам в ответ: «Нельзя – памятник архитектуры». Под вышку всего-то и надо было 100 «квадратов»! Почему тогда никто не заботится о сохранении других памятников? Взять наш собор Воскресения Христова – уникальнейший храм! Таких только два по всей России! Сколько мы ни бились, чтобы в нем начали реставрацию – рухнет ведь скоро, говорят, денег нет! То же самое и с писаницами. Люди едут со всего света посмотреть на наскальные рисунки – это же памятник мирового значения! А его охрана ведется за счет скудных средств района. Разве это по-государственному?

Еще одна проблема «памятника архитектуры» – невозможность организации полигона твердых бытовых отходов. Муниципальным властям вменено в обязанность вывозить мусор на свалку в райцентр. Это 35 км в одну сторону. Ни транспорта, ни средств, чтобы регулярно осуществлять подобные поездки, в местном бюджете нет. Растут несанкционированные свалки, за которые сельскую власть нещадно штрафуют.

Правда, как памятник федерального значения поселок получил возможность за счет областных средств установить уличное освещение, по программе «Безопасность дорожного движения» здесь заасфальтировали дороги и тротуары. Областная Дорожная служба следит за их состоянием и обеспечивает содержание. Верхоленцы радуются: живем, как в городе – при свете и асфальте!»

Гордость Качугского района – дом-музей Митрополита Московского и Коломенского, Апостола Америки и Сибири Иннокентия Вениаминова. Создан он был в Анге 15 лет назад на собственные средства села. Содержание специалиста, работающего в музее, взял на себя Иркутский этнокультурный центр «Тальцы».

– Анга могла бы жить припеваючи только на доходы от туристов! – заявляем мы, осматривая небольшой старинный домик, где родился священник.

– Чтобы их привлечь, нужна инфраструктура, – отвечает глава администрации Ангинского МО Владимир Щапов. – Нужно мост делать через ручей Сухой, стоянку для транспорта, гостиницу, кафе, а на какие средства? Старую водонапорную башню нужно перенести. Смотрите – весь вид закрывает. На местном уровне эти вопросы решить невозможно. Недавно пошел слух, что будут дорогу асфальтовую из Качуга к музею делать, надеемся, что хоть этот вопрос решится.

Перечисляя проблемы, поселковые руководители единодушно пожаловались, что и без того их скудный сельский бюджет основательно уменьшили данные последней переписи. В число проживающих, по их словам, не включили студентов, обучающихся в городах, но прописанных в селах и деревнях, а также вахтовиков, работающих на нефтегазовых и лесных предприятиях. Данными переписи пользуется министерство финансов при распределении субсидий. От количества населения зависит и заработная плата муниципальных служащих.

– В Верхоленском МО фактически проживает 1140 человек, – комментирует Сергей Шонькин. – Последняя перепись насчитала 898 человек. Раньше мы относились к категории до полутора тысяч населения, а теперь – до тысячи. Наш бюджет просвечивает по всем статьям!

Муниципальные власти, как могут, пытаются сэкономить скудные средства. В Ангинском муниципалитете, например, вместо положенных по штату семи специалистов работают четыре.

Выручают селян областные программы и проекты. Так, в Ангинском МО работает три программы: «Народные инициативы», «100 модельных домов культуры» и «Дорожный фонд». Благодаря областным вливаниям в Анге отремонтировали сельский клуб. Старались не зря. Данный очаг культуры по праву может гордиться двумя народными коллективами – вокальным ансамблем «Селянки» и театром «Взор» – неоднократными победителями межрайонных конкурсов и фестивалей. Средства, полученные по проекту «Народные инициативы», помогли обустроить три детских игровых площадки в центральной усадьбе. Инвестиционный проект «Начинающий фермер» позволил КФХ Кудрявцева получить господдержку – полтора миллиона рублей, на которые была приобретена сельхозтехника.

На выделенные из областного Дорожного фонда 655 тыс. рублей в нынешнем году Ангинское МО планирует привести в порядок внутрипоселковые дороги. Софинансирование местного бюджета при этом составит 36 тыс. рублей. Верхоленск участвует в данной программе второй год. В 2012-м здесь уже частично отремонтировали дорогу, в текущем – планируют работу продолжить.

Средства, полученные по «Народным инициативам», – 387 тыс. рублей в Верхоленске направили на ремонт клуба. Установили стеклопакеты, поменяли электропроводку, закупили музыкальную аппаратуру. За счет собственного бюджета заказали для вокального коллектива костюмы. По своей же инициативе создали волейбольную и футбольную команды, которые сегодня составляют костяк сборной Качугского района.

– Большую помощь в работе оказывают наши депутаты и активисты, – говорит Сергей Шонькин. – Понимая, что средств не хватает, они бесплатно помогают в ремонте и строительстве, участвуют в субботниках, организуют праздники и конкурсы.

Национальный колорит

Еще одна достопримечательность территории – Вершино-Тутурское МО. Проживают здесь коренные малочисленные народы Севера – эвенки. В муниципальное образование входят три населенных пункта – село Вершина Тутуры, деревни Тырка и Чинонга. С сентября по март добраться до них можно по зимнику, в остальное время – вертолетом или на лошадях. В Вершине Тутуры работает основная школа, обучаются в которой 28 детей, здесь есть библиотека, клуб, фельдшерско-акушерский пункт и дизельная станция.

– В МО прописано 260 человек, – рассказывает глава администрации Владимир Щапов. – Люди живут охотой и рыбалкой. Собственных поступлений у муниципалитета нет. Деньги получаем из района, области и по федеральной программе «Содержание малочисленных народов Севера». В прошлом году нам выделили 1 млн 900 тыс. рублей. Продукты, медикаменты, дизельное топливо завозятся по зимнику. Конечно, из-за нехватки средств ГСМ мы получаем не в полном объеме. Необходимо 34 тонны, а в прошлом году завезли только 12. Сейчас обещают 20 тонн. Свет подаем по пять-шесть часов в день.

Большую помощь муниципалитету оказывает район. В прошлом году на его средства был приобретен автомобиль. Теперь на нем возят в райцентр и груз, и людей. По инициативе районных властей в Вершине Тутуры открывается группа дошкольной подготовки. Игрушки и мебель куплены за счет средств районного бюджета, он же будет содержать и ставку воспитателя. По программе «Народные инициативы» в селе купили пожарную помпу и оборудование для пожарной сигнализации.

Многие вопросы администрации, по словам Владимира Щапова, помогают решать сами жители. Так, методом народной стройки в Вершине Тутуры восстановили водокачку, установили новый насос, обустроили пешеходные дорожки, а еще занялись снегозадержанием – высадили деревья вдоль автозимника и построили три моста через небольшие речки и ручьи.

Сельскую власть радует возвращение молодежи: «Поживут в городе, помыкаются без работы и жилья – и к родителям».

Напоследок сельский руководитель поделился ближайшими планами и высказал неотложную просьбу:

– Необходимо у нас, как в Катангском районе, построить новые линии, чтобы обслуживала их энергоснабжающая сетевая организация вроде Облкоммунэнерго. Протяженность локальных сетей небольшая – 3 км по Вершине Тутуры и по полтора – в Чинонге и Тырке. У нас в районе такой организации нет. Еще хотелось бы создать производство по переработке дикоросов, ягод и грибов. Этого добра у нас вдоволь! Люди готовы заняться сбором ореха, сдавать пушнину, но некуда, и хранить негде. Раньше был промхоз, а сейчас ничего не работает. Но главное, нужно прекратить незаконную вырубку леса, которая, несмотря ни на какие запреты, ведется прямо на нашей земле. Вырубят лес – уйдет зверь, чем людям жить? Общими усилиями мы составили жалобу губернатору, направили письмо президенту. Прокуратура признала действия лесозаготовителей незаконными, но они как рубили лес, так и рубят…

[/EXP]