«Что характерно – обнаглели!»
Экспертный совет оценил новые рекламные «пЁрлы»
Первое в этом году заседание экспертного совета по рекламе при Иркутском УФАС прошло 12 февраля. Состав экспертов обновился, так что стоит надеяться, обсуждения на совете станут еще убедительнее и ярче, а его коллективные решения приобретут большую взвешенность и объективность.
В совет включены представители власти: Максим Абрамов – руководитель управления правового и организационного обеспечения областного правительства, Инна Кондратьева – начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Иркутска; преподавательские силы НИ ИрГТУ – Ольга Железняк и Андрей Шолохов – заведующая и доцент кафедры дизайна Института изобразительных искусств и социальных наук, Владислав Есипов – заведующий кафедрой искусствоведения; а также Лариса Татаринова – заведующая кафедрой прикладной лингвистики факультета социальных наук ИГЛУ.
Небритый «русский стиль»
Началось заседание с оценки плаката с афишной тумбы клуба «Панорама», приглашавшего на вечеринку «Рашен стайл». Изображение небритого и, похоже, не очень трезвого мужика в русском кокошнике да еще и в терновом венце на фоне зубцов Кремлевской стены вызвало негативную реакцию населения. В антимонопольный орган на этот плакат пожаловались сами жители Иркутска, причем это были представители молодежи. В письме заявителей сказано, что подобное «творчество», по сути, представляет собой глумление над символами русской народности и православия. Сам заявитель Анатолий Обухов пришел на совет экспертов, чтобы еще раз поддержать свою позицию и потребовать санкций для заказчиков креатива.
Однако восприятие афиши оказалось не таким однозначным, как можно было ожидать. Эксперт от Союза журналистов Андрей Гундоров предлагал даже «включить здоровое чувство юмора» и не искать в неудачной шутке «происки экстремистов и врагов». С ним оказался солидарен председатель журналистского сообщества Приангарья Александр Гимельштейн:
– Давайте не будем говорить, что какая-то ерунда рекламная может опорочить великий русский народ. Я думаю, что это просто глупость, а не злокозненность.
Глава областного Союза дизайнеров Андрей Шолохов обвинил продукт в отвратительном вкусе. Завкафедрой искусствоведения НИ ИрГТУ Владислав Есипов свидетельствовал о том, что данная реклама была резонансной, вызвав возмущение большой части студентов.
Наиболее глубоко и остро в конце дискуссии высказался священник Павел Телегин, настаивая на циничном, намеренно оскорбительном характере плаката. Причем он не выделял особо элемент глумления над православной верой, содержащийся в изображении:
– Если сегодня кто-то из нас способен равнодушно, не реагируя, пройти мимо такого изображения, это значит, пройти мимо оскорбления своих корней, своей страны. Мы должны защищать свои ценности, а по большому счету, свою душу!
После такой выразительной реплики Александр Гимельштейн согласился с более строгой оценкой неталантливого плаката. Большинством голосов (при двух воздержавшихся) реклама вечеринки «Рашен Стайл» (в данном случае это ответственность рекламодателя – ООО «Каскад») была признана содержащей оскорбительные образы.
От дзИНЬ до пьЯНЬ
Также большинство экспертов посчитали недопустимой рекламу ресторана китайской кухни «Шоу ЛИНЬ-тяй, пройди все ступени Нового года от дзИНЬ до пьЯНЬ». Представители администрации ресторана, присутствующие в зале, попытались оправдать свое рекламное детище. Они уверяли, что лишь хотели подчеркнуть экзотику своего заведения с помощью невинного каламбура. Их поддержал было Андрей Шолохов, посчитавший подобные игры слов уместными для питейного заведения, а также Александр Гимельштейн, остроумно заметивший, что если уж говорить об оскорблении философии даосизма, то как раз одна из особенностей даосизма заключается в том, что даосизму все это глубоко до лампочки.
Тем не менее сторонников «обвинения» оказалось больше. В фонетическом эксперименте увидели, прежде всего, прямой императив к безудержному употреблению алкоголя. А это уже, сами понимаете…
More – особо, а море – отдельно
Безоговорочно участники обсуждения осудили рекламу сигарет «More», опубликованную в журнале «Выбирай». Осудили, несмотря на уверения менеджеров журнала, что этот макет используется торговой сетью по всей России. Рекламный макет, действительно, не назовешь провинциальной «самоделкой». Как пояснил экспертам опытный дизайнер Андрей Шолохов, он выполнен с недюжинным знанием психологии рекламного воздействия, на высоком профессиональном и эстетическом уровне, и автоматически вызывает мысль об эмоциональном подъеме, связанном с курением данных сигарет. А именно это настрого запрещено законодательством, если рекламируются товары для курения или алкогольная продукция. Эмоциональную эйфорию у потенциального потребителя в данном случае призваны спровоцировать не только лозунг «Найди свое More» и крутая линия вздымающейся лазурной волны, но и диагональный луч звезды в направлении слева направо (ассоциация с восхождением вверх) и отсылка к английскому more, что значит «больше» (о чем сказала Лариса Татаринова из ИГЛУ), а также ряд других беспроигрышных приемчиков. Итак, реклама явно незаконна, – такой вердикт вынес экспертный совет.
Лотерейный лохотрон
Единогласно уличили эксперты в «недостоверности», а попросту сказать, назвали «надувательством» и «разводиловкой» рекламную акцию в еженедельнике «Российская газета», предлагавшую читателям участвовать в розыгрыше автомобиля. Для этого надо было сделать нехитрые вычисления и, получив заранее запрограммированный результат, заявить о себе устроителям лотереи. Примечательно, что «счастливчиком», используя заданную формулу, становился в 2012 году каждый, кто родился до 2000 года. Дополнительные условия для участия в розыгрыше размещались в рекламе в самом низу и очень мелким шрифтом. Из них-то, как правило, никем пристально не изучаемых, потребитель и должен был узнать, что ему еще предстоит сделать заказы товаров, и лишь после этого он сможет попытать счастья стать обладателем автомобиля. Как показывает опыт антимонопольщиков, подобные «призовые» акции – лишь способ навязать потребителям каталоги с товарами, реальных машин по ним никто не раздает. Представитель КУМИ Алексей Евладов добавил к сведению, что в городском отделе по защите прав потребителей также имеются жалобы на данные рекламные акции, которые уважаемая «Российская газета» публикует еженедельно. Так что авторитетному изданию, похоже, придется иметь серьезный разговор с представителями контрольного ведомства.
Бар Акабама не унимается
Ближе к финишу на арене консилиума предстали самые скандальные порождения рекламного рынка. Два макета – креатуры уже печально известного «Бара Акабама»: «пропаганда» некоего «АлкоФАКа», на который по вторникам бесплатно пускают по студенческим билетам, и приглашение на вечеринку «Плохой Санта» с лозунгом «Всем ПИть ЗДЕСь!».
Видимо, эпатажное увеселительное заведение, принадлежащее ООО «Токио», осознанно идет на подобные трения с законом о рекламе. Экспертным советом уже обсуждались рекламы его мероприятия «У мулата на хате» (изображение стриптизера с приспущенными плавками) и верх лингвистического хамства «Корабл…цкая вечеринка». Тот же источник «подарил» нам ангарский инцидент с баннерами «Я ХУдЕЮ ОТ СУШИ». И вот – новые «пЁрлы».
Даже наименее склонный к ханжескому морализаторству эксперт Александр Гимельштейн признался:
– На мне есть грех, я поначалу склонен был видеть даже некий юмор в рекламной политике бара Акабама, в частности, в названии. Но сейчас, цитируя классический фильм, хочется сказать: «Что характерно – обнаглели!» Нужно по всей строгости спросить и взыскать!
Рекламные выкидыши бара единодушно были признаны советом «нон-грата». Такая же участь постигла и приглашение на гульбища в ресторан «Ливерпуль» под девизом «Sex Drugs & Rok`n`Roll».
И в Мегаполисе неладно
На заседании совета были прослушаны три аудиоролика, исполнявшихся в ночном клубе «Мегаполис», весьма разнузданных по форме и содержанию. Тот из них, в котором использованы образы медицинских работников в довольно фрейдистских ассоциациях, а также другой, приглашавший на «Ёлки-тёлки-шоу», признаны оскорбительными. Рекламодателями данных объявлений были развлекательные фирмы – партнеры «Мегаполиса», им и ответ держать. Не избежит разговора с антимонопольщиками и радиостанция MSM, которая бойко крутит в эфире продукцию данного рода. Это касается и уважаемого интернет-ресурса irk.ru, в чьем виртуальном поле вольготно себя чувствовали многие из представленных на совет «шедевров».
Как заметил председатель экспертного совета, заместитель руководителя УФАС Александр Кулиш, деятельность общественного органа при управлении приносит ощутимые результаты на рынке рекламы. Настолько, что в минувшем 2012 году даже не было необходимости собирать совет дважды, он потрудился всего один раз, зато с большой отдачей: до конца года после июльского заседания неприличных выходок рекламодатели практически не допускали. Картину вновь сильно подпортили новогодние праздники, когда ресторанный и развлекательный бизнес, что называется, ударился во все тяжкие в борьбе за клиентуру. Хотелось бы призвать ассоциацию рестораторов Иркутска проявить уважение к закону, а заодно и к потребителям – и впредь не допускать подобных тенденций.