27.02.2013 07:15
Рубрики
Общество
Теги
27.02.2013 07:15

Да здравствуют урбанизм и мобильность

Возможность освоить международный опыт по модернизации городской среды появилась у иркутских специалистов. В рамках 14-го Байкальского зимнего градостроительного университета прошел научно-практический симпозиум, на котором выступили эксперты в области архитектуры и транспорта из Германии, Нидерландов, Ливана, Франции и Великобритании.

Когда мы оцениваем тот или иной город, то почти всегда имеем в виду стояние его общественно-рекреационных пространств. Например, «здесь совсем некуда пойти», или «там великолепная набережная». Недаром эта тема сейчас находится на острие мировой градостроительной мысли. У Иркутска большой потенциал для развития общественных пространств, считает пилот 14-й сессии, вице-президент Союза архитекторов России Елена Григорьева:

– Это не только промышленные зоны, но и берега Ангары, скверы и парки. Однако мы осознаем, что важно избежать шаблонных решений, их механического переноса извне. Необходимо учитывать особенности Иркутска с его средой, историей, культурой и теми людьми, которые в нем живут.

Городская среда – очень важная составляющая для любого города, согласен эксперт по региональному развитию, представитель AREP Group в России Алексей Козьмин:

– На круглом столе по городскому развитию, который проходил в рамках Красноярского экономического форума, российские и зарубежные специалисты говорили о том, что современные горожане в первую очередь предъявляют требования к состоянию общественных пространств. Те города, которые этот вопрос выносят на повестку дня, находятся в выигрышной позиции в конкуренции за человеческие ресурсы.

О градостроительной модернизации Дрездена рассказала доктор архитектуры, руководитель департамента по градостроительной политике этого города Барбара Энгель:

– После объединения Германии была предпринята попытка стереть старые кварталы, убрать их и построить новые. Сейчас эта позиция пересматривается. Мы понимаем, что гораздо правильнее – переделка старины, а не разрушение. Ведь европейские города состоят из нескольких исторических слоев, и нужно учитывать каждый, если мы хотим добиться гармоничных изменений.

По мнению иркутских экспертов, осознание ценности архитектуры XX века важно и для столицы Приангарья.

– В Иркутске период архитектуры 1960–1970-х годов очень известен в России. Например, знаменитый «Дом на ногах» Владимира Павлова и Дворец спорта Виктора Шматкова, – отметила Елена Григорьева. – Если выдающемуся архитектурному объекту исполняется 40 лет, то он может стать памятником. Но в Иркутске пока таких прецедентов нет, и данная инициатива может быть воспринята негативно, так как многие считают, что памятников у нас и так много.

Но эта проблема, по мнению доцента Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии Александра Клевакина, характерна почти для всех российских городов:

– В стране дефицит урбанизма – единого подхода к планированию городских пространств. Вызывает озабоченность то, что у нас уходит не только деревянное наследие, но и такое явление как конструктивизм. Думаю, сегодня центральные части городов, микрорайоны и промышленные территории требуют рекреации, но не в части благоустройства и мощения, а для единого подхода к планировке.

Одной из главных на симпозиуме стала тема транспорта. Проблема увеличения парка личных автомобилей и как следствия пробок и загазованности городского воздуха характерна для большинства городов России, в том числе и для Иркутска. Город не должен быть слугой транспорта и отдавать ему все свои лучшие места, считают эксперты из Германии. Так, специалист по транспорту из Германии Вальтер Фогт рассказал, что в его стране проблема решается с помощью внедрения в обиход горожан электрических велосипедов и создания соответствующей инфраструктуры. Он сообщил, что в Германии этот вид транспорта используют 30% горожан, однако власти намерены довести эту цифру до 50%.

– Задача любого транспортника – создать максимальную мобильность города, – отметил представитель Департамента транспорта и планирования инфраструктуры Германии Герд-Аксел Ахенс. – Причем мобильность – это не передвижение, а наибольшая транспортная доступность всех частей города для всех групп населения. Но нужно учитывать, что те люди, которые используют велосипед или общественный транспорт, – это друзья города. В прошлом европейцы и американцы сделали определенные ошибки, отдав автомобилям наши лучшие места – заливные луга, парки и скверы. Но сегодня мировой опыт, наоборот, говорит нам, что мы должны не создавать лучшие условия для использования личных автомобилей, а ограничивать рост их парка в городе.

С этим подходом немецкого коллеги согласились и иркутские специалисты, например, многие из них опасаются, что реализация проекта «Иркутскгипродорнии», в котором спроектированное транспортное кольцо по Нижней Набережной и Бульвару Гагарина будет угрожать экологическому благополучию ценных рекреационных зон Иркутска.

– Такие заявления обычно вызывают шок у руководителей городов, – отметил Алексей Козьмин. – Нам говорят, что вместо строительства дорог и парковок нужно максимально дискриминировать личный автотранспорт. Но я думаю, что мы все равно к этому придем. Может быть, через 10 лет, но это неизбежно.

По мнению доцента кафедры менеджмента на автомобильном транспорте НИ ИрГТУ Александра Михайлова, осознание проблемы наступит тогда, когда на одну тысячу населения города будет 400 личных автомобилей. Но чтобы сознательно снижать эту цифру, в Иркутске нужно развивать общественный и альтернативный транспорт.