Видит ли сны осьминог обо мне
Увидеть индейское восприятие современного мира можно на выставке «Сны осьминога. Современная графика коренных народов Америки». Она открылась в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева. Работы предоставлены консульством США в Екатеринбурге.
Выставка объединяет более 50 произведений 26 художников – представителей коренного населения Северной Америки. Работы выполнены в различных техниках: рисунок, акварель, ксилография, литография, монотипия, а также в жанре фотографии.
– Индейская Америка – это мир, пропитанный магией, образами и символами, – рассказывает заместитель директора по науке областного художественного музея Татьяна Огородникова. – Знакомство с этой культурой через современное искусство индейцев чрезвычайно интересно. Для этих работ характерен некий минимализм, здесь нет лишних деталей, они поражают своей лаконичностью, но при этом обладают большой силой воздействия.
Кстати, это первая американская выставка в художественном музее. Ее название заимствовано из стихотворения индейского художника Скотта Мамадэя: «Интересно, ночью в морской глубине, видит ли сны осьминог обо мне?». Эта строчка служит эпиграфом к выставке.
Для индейских художников характерен некий синтез прошлого и современности. Авторы цитируют символы и знаки евро-американской культуры, однако на самом деле все это является лишь средством выражения собственного мировосприятия, исторической памяти.
– Современное искусство коренных народов Северной Америки – это постоянно развивающаяся область, – поясняет Татьяна Огородникова. – Авторов отличает большое разнообразие методик, техник и художественных тем. При этом обращение к коренной культуре так же очень многопланово, ведь в США существует свыше четырехсот государственно признанных племен, каждое из которых имеет свой язык, традиции и мировоззрение, определяющее видение художника.
Но при всей своей сакральной связи с прошлым, многие работы вызывают улыбку, как, например, «Разоблачение шамана» Нинжеокулук Тиви. Герой картины, снимая одежду, снимает вместе с ней и свое человеческое обличие, обнаруживая под ним волчью сущность. Или «Одновременное всплытие» моржей Оотагжа Миккикуака. А вот художник с говорящей фамилией Эдгар Стая Птиц самовыражается в жанре плаката, создавая произведение «Даешь хорошую работу, мистер бос!». О том, насколько современная культура проникла в быт индейцев, рассказывает работа Дебры Йен-Паппан «Привет, Кити-Типпи», выполненная в технике коллажа. На ней девушка сидит возле типпи в розовых тонах, которое украшает изображение мультяшного героя Китти. А вот с работ Криса Папана «Прикоснись к облаку» и «Вооруженный Киоуа» на нас взирают суровые индейцы. Карандашные изображения нанесены на разлинованные листы с метками, похожими на календарные обозначения. Можно предположить, что таким образом автор намекает на некое, известное только ему, календарное событие.
Богатство образов и техник в произведениях индейских авторов, пусть и бегло, но знакомит нас с разнообразием художественного восприятия этого народа, раскрывая его особый менталитет, основанный на глубокой связи с традиционной культурой.
Выставка работает до 24 марта.