Открытие границ может ударить по сельскому хозяйству Приангарья
ВТО проблем
Вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) может негативно сказаться на развитии сельского хозяйства и легкой промышленности Приангарья – такое мнение высказали участники круглого стола «Региональные аспекты вступления России в ВТО».
Он прошел в Иркутске под эгидой Российского института стратегических исследований. Представитель последнего, начальник сектора международных экономических организаций Вячеслав Холодков заявил, что в целом вступление России в ВТО в целом не нанесет ущерба экономике России:
– Снижение таможенных пошлин для зарубежных конкурентов, о котором так много говорят и которого так все боятся, на самом деле окажет слабое влияние на экономику страны. Гораздо сильнее на отечественных производителей влияют колебания курса рубля и мировых цен на нефть. К тому же, серьезное снижение тарифов предусматривается только в тех секторах, где отечественное производство отсутствует и в обозримой перспективе не будет налажено. В тех же отраслях, где есть реальные перспективы развития, тарифная защита будет максимальной.
По словам Вячеслава Холодкова, негативные последствия вступления России в ВТО коснуться отдельных предприятий, которые неконкурентоспособны и бесперспективны. Однако для слабых производителей есть шанс – семилетний переходный период, в течение которого ввозные пошлины на продукцию будут снижаться раз в год. При этом начальный уровень таможенной защиты России достаточно высокий – 9,5%. Например, в Украине он равен 2,7%, в странах еврозоны – 2,8%. Предполагается, что таможенная защита в нашей стране будет снижена до 5,9%, причем, выборочно по отраслям экономики. Кроме того, по словам эксперта, остается госзаказ – мощная подпитка местных предприятий.
Снижение ввозных пошлин откроет рынок для более дешевых импортных продуктов, и местным производителям будет труднее с ними конкурировать. Дело в том, что издержки сельхозпроизводителей Иркутской области, относящейся к зоне критического земледелия, гораздо выше, чем у зарубежных.
– Главный плюс вступления России в ВТО в том, что будет создана здоровая конкурентная среда не только на внешнем, но и на внутреннем рынке страны, – продолжил Вячеслав Холодков. – Мы рассчитываем, что это станет стимулом для модернизации национальной экономики. От нынешней ситуации, которая выгодна недобросовестным предпринимателям и коррумпированным чиновникам, страдает массовый потребитель. Так что от открытия границ выиграет подавляющее большинство населения.
Проректор по научной работе Байкальского государственного университета экономики и права Анна Киреенко, в свою очередь, заметила, что для Иркутской области негативные последствия от вступления России в ВТО не будут особо заметны в силу сырьевой направленности экономики региона. Крупная промышленность Приангарья будет в любом случае защищена государством. Но в жесткой конкурентной борьбе с «иностранцами» окажутся предприятия сельского хозяйства и легкой промышленности Приангарья.
– Снижение ввозных пошлин откроет рынок для более дешевых импортных продуктов, и местным производителям будет труднее с ними конкурировать. Дело в том, что издержки сельхозпроизводителей Иркутской области, относящейся к зоне критического земледелия, гораздо выше, чем у зарубежных, – добавила Анна Киреенко. – Поэтому в условиях изменения бюджетного законодательства необходимо развивать непрямые инструменты поддержки агропромышленного комплекса.
Отдельным вопросом на круглом столе был вынесен экспорт и импорт образовательных услуг в условиях присоединения России к ВТО. Ученый секретарь совета ректоров Иркутской области Виктор Чебунин отметил, что для образовательной сферы последствия открытия российских границ неизвестны. И это сильно беспокоит сообщество высшей школы.
– Много вопросов возникает при обсуждении доли иностранных студентов в российских вузах, – говорит Виктор Чебунин. – Во всех программных документах развития высшей школы заложено повышение доли иностранных студентов, по самым скромным подсчетам, в пять раз. Поэтому вузы уже сегодня должны разрабатывать программы по экспорту образовательных услуг, то есть по продвижению образовательных стандартов России в другие страны. Одной из проблем является обучение иностранных студентов русскому языку или же подготовка преподавателей – обучение их английскому языку. Помимо этого, у нас нет общежитий для предполагаемого количества иностранных студентов.
Тем не менее, по словам Виктора Чебунина, многие страны желают вести подготовку специалистов в вузах Иркутской области. Даже несмотря на слабую материально-техническую базу. Сегодня ведутся переговоры об обучении 3 тыс. молодых людей из Китая. Часть из них готов принять Байкальский государственный университет экономики и права. Другие вузы пока не изъявили такого желания.
– Еще один вопрос, который волнует местное сообщество высшей школы, – это появление на территории области филиалов иностранных вузов, – отметил Виктор Чебунин. – Это не приветствуется нами, потому что их появление не повысит конкурентоспособности образования, а напротив, создаст ложный посыл того, что западное образование лучше.
Виктор Чебунин также заявил, что страна вступила в ВТО, по сути, неподготовленной. В частности необходимо было обучить около 140–150 тыс. специалистов, разбирающихся в вопросах функционирования ВТО, но учебу прошли чуть более 100 человек. Особо остро эта проблема стоит в регионах, так как подготовка высококвалифицированных специалистов по экономике сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге.
– Необходимо будет организовать подготовку специалистов по ВТО в регионах, и распространением одних только учебников не обойтись – нужно привлекать специалистов министерства внешней торговли и преподавателей западных вузов, – подчеркнул Виктор Чебунин.
Все озвученные предложения на круглом столе Российский институт стратегических исследований обещал оформить в рекомендации и направить на рассмотрение в федеральные органы власти.