Патриотизм в глобальном мире
Устаревшее чувство или новомодная тенденция?
Мир для современного молодого человека больше не имеет четких рамок: кто-то учится за рубежом, кто-то остается в родном городе, третий стремится переехать в мегаполис. Мир без границ существует и в интернете: социальные сети, skype и подобные виртуальные карты дают возможность, не вставая с дивана, путешествовать по всему миру. Уместно ли вообще сегодня такое понятие, как патриотизм, и какое значение оно обретает в эпоху глобализации? Об этом наш корреспондент «Молодежного коммента» побеседовал с кандидатом исторических наук, преподавателем исторического факультета Иркутского госуниверситета Ильей Олейниковым.
– Спор между «патриотизмом» и «космополитизмом» зародился давно. Космополитизм – идеология всемирного гражданства и «родины-мира», в которой патриотизм с его тягой к сохранению национальных и этнических особенностей растворяется под напором универсальных идей. Отсюда возникают такие негативные явления, как крайний национализм и ксенофобия.
– Как насчет простой формы патриотизма – любви к своему городу, поселку, двору?
– Родину можно понимать как место рождения, проживания. Отсюда возникает любовь к малой родине и потом, через нее, ко всей родной стране. Впоследствии патриотизм цементируется государством посредством идеологии, переноса эмоций и чувств к родному краю на всю страну. Я читаю курс политологии у студентов биолого-почвенного факультета ИГУ. Первое время они недоумевают, зачем им этот предмет, а потом начинают проявлять интерес.
Думаю, что патриотизм в нашей стране не утратил своего особого значения, и исторически нам есть чем гордиться.
– Так в чем же кроется феномен патриотизма?
– Патриотизм связан и с национальной идентичностью, и деятельностью во имя Родины, основанной на национальных интересах. Очень специфический момент – для развития патриотизма необходимо, чтобы личные интересы отдельного человека соотносились с интересами государства. Здесь уместно будет вспомнить слова Джона Кеннеди: «Не спрашивай себя – что Америка сделала для тебя, спроси себя, что ты сделал для Америки?» Кстати, в США, чувство патриотизма очень развито. Гордость американцев за страну активно популяризируется в каждом голливудском блокбастере. В России конструирование национальной идентичности, патриотизма должно опираться на уважение государственной символики, героизацию подвигов прошлого, опору на создание традиций и патриотическое воспитание. Возможно, стоит повышать привлекательность своей большой и малой родины отчасти посредством брендирования – привлечения внимания к нашим достижениям, истории, достопримечательностям.
– Что могло бы, по вашему мнению, стать сегодня брендом России?
– Полагаю, что образование. Российское образование до сих пор высоко котируется на Западе, и иностранцы все еще едут к нам учиться. Думаю, что сибирские и дальневосточные вузы вполне могли бы сегодня принимать студентов из Китая, Монголии, стран СНГ.