18.03.2013 07:15
Рубрики
Культура
Теги
18.03.2013 07:15

Неизвестные письма Екатерины Трубецкой опубликуют во Франции

В Иркутске с визитом побывала француженка Симона де Монталамбер, потомок княгини Екатерины Трубецкой. Она изучает историю своих русских предков. В ее семье хранятся неизвестные в России письма декабристки из сибирской ссылки. В ближайшее время их опубликуют, переведут на русский язык и презентуют в Приангарье.

– Идея посетить место ссылки моих предков возникла очень давно, – рассказала Симона де Монталамбер. – Раньше я имела самое общее представление об этой странице из жизни семьи. Но после визита в Иркутск мои знания обогатились. Я побывала в областном историко-мемориальном музее декабристов и на могиле своей прапрапрабабушки княгини Екатерины Ивановны Трубецкой. Огромное впечатление на меня произвели иркутские церкви и река Ангара.

Симона де Монталамбер работает медицинским секретарем в одном из госпиталей Парижа. Она много путешествует по миру, была в Москве, Санкт-Петербурге, бывших республиках СССР. По ее словам, в современной Франции титул – лишь почетная приставка. Ведь семья давно лишилась своих замков, так как была не способна их содержать. Сама Симона не унаследовала титул графини, так как он переходит по мужской линии. И хотя по-русски она не говорит, корни свои старается помнить.

Кузины Симоны активно сотрудничают с Иркутским музеем декабристов. Они хранят в личных коллекциях некоторые реликвии Трубецких и изучают наследие семьи в Национальных архивах Франции, где хранятся письма из сибирской ссылки Екатерины Трубецкой (урожденной Лаваль) – сестре Зинаиде Лебцельтерн. В ближайшее время эти неизвестные в России материалы будут впервые опубликованы во Франции, после чего потомки презентуют книгу в Иркутске.

– Во Франции очень много реликвий, о которых мы не знаем, – отметила директор музея декабристов Елена Добрынина. – Например, подлинный потрет маслом Екатерины Трубецкой, который известен в России в черно-белом варианте, а на самом деле он цветной. Есть акварельные портреты семьи Лаваль. Мы хотим, чтобы французские потомки представили их на семейной выставке в Иркутске в 2014 году.

Письма особенно интересны своей откровенностью, ведь обе сестры Лаваль были очень близки. Они венчались с разницей в несколько месяцев, и их мужья дружили. Первые письма княгини Екатерины настигли Зинаиду в Вене, куда она уехала с Луи де Лебцельтерном – министром Австрии, аккредитованным при российском императорском дворе. Но восстание на Сенатской площади повлияло и на его карьеру. Известно, что Сергей Трубецкой не присутствовал на Сенатской площади и провел ночь вместе со своей женой в австрийском посольстве, заставляя императора развеять предположения о нейтралитете Лебцельтерна. Именно здесь он был арестован ранним утром. Но это не отразилось на привязанности сестер друг к другу, и их переписка не прервалась. Зинаида сохраняла письма Екатерины, как сокровища. Скоро и иркутяне смогут узнать новые исторические факты из жизни в ссылке декабристов Трубецких.