20.03.2013 07:15
Рубрики
Общество
Теги
20.03.2013 07:15

19 марта – День моряка-подводника

Крещенные в соленой купели

В России, как и во многих других странах, созданием подводных кораблей занимались давно. Историки самое раннее обращение относят ко времени Петра I, когда в 1718 году некто Ефим Никонов подал царю челобитную о постройке «потаенного судна». Известно, что Петр Алексеевич одобрил идею, а сам документ, как и описание изобретения, сохранились до наших дней.

Первая русская боевая подлодка, названная «Дельфин», была построена в 1903 году и даже приняла участие в русско-японской войне. Для этого «Дельфин» и еще несколько подлодок проследовали по Транссибу через всю страну и, конечно, не миновали Иркутск. В 1906 году подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей.

Пройдя через четыре войны, отечественный подводный флот стал советским, закалился и усовершенствовался. К началу Великой Отечественной войны СССР обладал самым мощным подводным флотом в мире: 267 боевых субмарин. В ходе боевых действий против фашистов мы потеряли 81 лодку.

К несчастью, в мирное время подводных лодок в России погибло больше, чем в Русско-японскую, Первую мировую, Гражданскую и Советско-финскую вместе взятые. Это были годы так называемой холодной войны. Советский флот уже патрулировал воды Атлантики, Средиземноморья, Индийского и Тихого океанов. И там, вдали от родины, холодная война для наших подводников стала поистине горячей – с таранами, столкновениями, взрывами и с братскими могилами экипажей.

Многометровая толща воды скрывает трагедии, а результаты их расследований строго засекречиваются правительствами. Мы, например, не знаем, что случилось на борту американской лодки «Трэшер». Да и что говорить про «Трэшер», если до сих пор у нас в стране не обнародованы обстоятельства гибели моряков на «Комсомольце», «Курске» и других кораблях.

8 марта 1968 года внезапно прервалась связь с российским подводным ракетоносцем К-129 в Тихом океане. Погибли 97 моряков, девять из которых – уроженцы Иркутской области. Через несколько лет в прессу просочились сведения, что американцы в ходе спецоперации «Дженнифер» отыскали и даже пытаются поднять К-129. Советское правительство выразило протест, конечно, более по стратегическим соображениям, чем по нравственным.

Тем не менее 19 апреля 1975 года госсекретарь США Киссинджер сообщил послу СССР: подняты останки шести советских подводников. Имена троих удалось установить по документам: Виктор Лохов, Владимир Костюшко, Валерий Носачев…

В Иркутске давно существует Совет ветеранов ВМФ. Его стараниями в Черемхово был установлен незатейливый монумент – в память наших земляков-подводников: А. Андреев (Черемхово), Г. Гущин (Тулун), М. Кривых и В. Лохов (Черемховский район), В. Костюшко (Усть-Кут), А. Крючков (Бодайбо), Т. Михайлов (Аларский район), В. Маракулин (Ангарск), Г. Кобелев (Республика Бурятия). Через несколько лет на стеле выбили еще одно имя: лейтенант А. Дыкин (Качугский район).

По традиции в свой праздник собираются моряки и на легендарном ледоколе «Ангара», который в этот день расцвечивается флагами. Здесь нет различий в возрасте и воинских званиях. Кто-то служил на надводном корабле, кто-то испытал многократные погружения. На их груди разные ордена и медали, но всех роднит небольшой скромный знак, который дорогого стоит, – «За дальний поход».

Ветераны встречаются со студентами и школьниками, поддерживают прочную связь друг с другом. И, конечно, с моряками атомного подводного крейсера с крылатыми ракетами, который является побратимом нашего города и по давней морской традиции носит такое же имя – «Иркутск». Этот корабль свою историю отсчитывает с 25 мая 1985 года, когда был заложен на стапелях Северодвинска. Военно-морской флаг на «Иркутске» подняли 4 января 1989 года. А в августе-сентябре 1990 года он под арктическими льдами совершил переход на базу Тихоокеанского флота.

В 1991 году за выполнение специального задания члены экипажа были награждены: орденом Красного Знамени – один человек, орденом Красной Звезды – два, орденом «За службу Родине в ВС СССР» – 14, медалью Ушакова – шесть, медалью Нахимова – девять, медалью «За боевые заслуги» – 13, медалью «За отличие в воинской службе» I степени – девять и II степени – 18 человек.

Что такое АПКР РК «Иркутск» – гражданскому человеку представить трудно. Но если включить воображение, вырисовывается громадина длиною в два футбольных поля и высотой с девятиэтажный дом. Корабль водоизмещением в 30 тыс. тонн имеет на борту 25 баллистических ракет и 30 противолодочных торпед.

В 1995 году Иркутск и его атомный «тезка» заключили договор о побратимских отношениях. Я не точно представляю, какими должны быть эти отношения. Наверное, кроме обмена официальными делегациями, нужно возобновить традицию: формировать из сибиряков флотский экипаж. А еще чем-то помогать друг другу. Чем – это вопрос.

На 350-летие Иркутска к нам приехали трое представителей крейсера (кстати, привезли в подарок копию своего корабля). И были, мягко говоря, обескуражены прохладным приемом в мэрии, который формулировался примерно так: «А мы вас, кажется, не приглашали…» И только усилиями Сергея Дубровина (в настоящее время – заместитель губернатора) подводники были устроены в приличную гостиницу и встретились с иркутскими ветеранами. А на прощание посетовали: мол, завидуем другим экипажам, которые крепко дружат со своими городами-побратимами…

Впрочем, моряки – люди военные, а потому всегда выше обид и бытовых неурядиц. Дорожа более чем 100-летними традициями русского подводного флота, они по-прежнему надежно охраняют рубежи страны. А мне, например, и понять невозможно: какой выдержкой, волей и чувством долга нужно обладать, чтобы месяцами находиться в ограниченном пространстве, знать, что над тобой – сотни метров воды, и при этом строго нести боевую вахту…

Моряки говорят, что крещены в соленой купели. И гордятся этим.