20.03.2013 07:15
Рубрики
Парламент
Теги
#ЗС
20.03.2013 07:15

Закон излишне либерален?

В Общественной палате обсудили тему прав человека на охрану жизни и здоровья

Тему прав человека на охрану жизни и здоровья, их реализацию в деятельности судов и правоохранительных органов обсудили эксперты за круглым столом в Общественной палате Приангарья.

Чиновники областного правительства и депутаты ЗС, правоохранители и силовики, сотрудники Управления Судебного департамента говорили о несовершенстве действующего законодательства.

Эксперт комиссии по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур, экс-судья Владимир Татарников рассказал о практике разрешения уголовных дел по фактам посягательства на жизнь и здоровье человека. По его словам, в Приангарье в 2011 году за посягательство на жизнь было осуждено 454 человека, из них 140 (30%) – за убийство при отягчающих обстоятельствах, 229 (51%) – без таковых.

– Стоит отметить, что действующие формы статистической отчетности не позволяют выделить квалифицирующие убийство признаки, например, убийство по найму, убийство двух и более лиц, – отметил докладчик.

Эксперт также указал, что больше всего у нас регистрируется число случаев умышленного причинения вреда здоровью. Так, в прошлом году за тяжкий вред было осуждено 1112 человек, за вред здоровью средней тяжести – 275 граждан.

Говоря об уровне уголовных репрессий, эксперт отметил, что санкции за убийство в зависимости от тяжести предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок от шести до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы. В 2011 году в Иркутской области лишение свободы ниже низшего предела назначено 22 осужденным (9,6%).

– Широкая практика применения лишения свободы на срок, близкий к минимуму, за умышленное убийство (особо тяжкое преступление) лично у меня вызывает сомнение, – отметил эксперт. – Между тем само преступление и личность, его совершившая, характеризуются повышенной общественной опасностью. 75% преступников совершили преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, 33% имели неснятые или непогашенные судимости.

Саму практику погашения судимости эксперт назвал либеральной. Сомнения у него также вызвало назначение условных сроков при разборе криминальных дел.

– Судами области за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью осуждено 725 человек, из них к реальному сроку лишения свободы приговорено лишь 129 человек, 69 из них получили краткие сроки – не более трех лет. Подавляющему большинству осужденным (82%) назначено условное лишение свободы.

Владимир Татарников порекомендовал депутатам Госдумы РФ и Законодательного Собрания области внести предложения о восстановлении в санкциях за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью ранее существовавшего минимального предела лишения свободы.

– Безнаказанность порождает новые преступления. Если законодательство не отвечает запросам общества, оно бессмысленно. За умышленные убийства должна применяться исключительная мера наказания, – согласился старший преподаватель общеюридических дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России Ренат Ильясов.

Заместитель председателя по уголовным делам Иркутского областного суда Людмила Симанчева сообщила, что распространенными становятся убийства двух и более лиц, а также разбои и убийства, совершенные группой лиц. За преступления против жизни и здоровья в 2012 году 39% осужденных получили реальные сроки ограничения свободы, три человека осуждены пожизненно.

– Если законодатель предусмотрел определенные сроки наказания, нельзя суды упрекать в лояльности, – сказала она. – Большие сроки тюремного заключения мало кого исправляют. Гораздо эффективнее в этом плане работает соразмерность наказания за преступление.

Представитель областной прокуратуры Андрей Давыдов, подводя итоги 2012 года, отметил, что за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в 70% случаев установлены виновные лица. Каждое второе убийство, как правило, совершают безработные лица или люди с отсутсвием постоянного дохода, в состоянии алкогольного или иного опьянения.

Говоря о низком уровне выявления преступлений, связанных с угрозой убийства, эксперт отметил слабую профилактическую работу органов правопорядка.

Член комиссии по правам человека и общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов Общественной палаты Алирза Салаев сообщил, что около 40–50% от общего числа зарегистрированных в Иркутской области преступлений за предыдущие пять лет не было раскрыто. Причины этого он видит в сокращении численности сотрудников МВД:

– Около 4 тыс. сотрудников сократили в результате реформы. Сократили целый батальон ГИБДД, а ведь эти люди дежурили на улице в форме, это дисциплинировано правонарушителей. Сегодня делается многое, чтобы сдерживать преступность, работает областная программа «Правопорядок», но сил для борьбы с преступностью, на мой взгляд, недостаточно.

Большинство участников круглого стола высказывались за отмену моратория на смертную казнь. Для этого нужна лишь политическая воля, говорили выступающие, ведь приняла же Госдума закон «Димы Яковлева», запрещающий американцам усыновлять российских детей.

Задача общества и его институтов – не только наказывать гражданина за преступление, но и воспитывать его, согласились участники круглого стола. По итогам заседания в Общественной палате будет создана рабочая группа, которая обобщит все предложения и направит их в Законодательное Собрание и правительство области.