В копилке Красного Креста
Иркутское отделение РКК запускает новые проекты
В этом году исполняется 150 лет со дня основания международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. За полтора века общественная организация стала символом сострадания и гуманности для жителей разных стран.
Иркутское областное отделение начало свою историю в 1900 году, когда впервые были созданы общества сестер милосердия.
В преддверие юбилея председатель ИОО РКК Сергей Давидян рассказал «Областной», как в Приангарье борются с ВИЧ/СПИДом и почему иностранные компании перестали финансировать НКО в России.
– Сергей Альбертович, Иркутская область считается неблагополучной по уровню наркомании, числу больных ВИЧ/СПИДом. Как отражается эта специфика на работе вашей организации?
– Все отделения Российского Красного Креста (РКК) действуют согласно уставу в едином направлении. Конечно, у каждого региона свои особенности. Мы заостряем внимание на профилактике наркомании и ВИЧ/СПИДа. Вот уже десять лет в Иркутской области действуют две программы – «Помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИД» и «Первый шаг к здоровью». Кроме того, четыре года назад у нас был создан ресурсный центр РКК по вопросам ВИЧ/СПИДа. Его главная задача – методически описывать всю работу по профилактике заболевания и организации немедицинского сервиса для людей, затронутых эпидемией. Здесь проводится обучение специалистов не только из Приангарья, но и других субъектов России. Более того, в проекте задействованы отделения Казахстана, Украины, Белоруссии и Армении.
– Какую конкретно помощь могут получить у вас люди с положительным ВИЧ-статусом?
– Мы оказываем им психологическую, юридическую, социальную поддержку. У нас существует патронажная служба работы с детьми, рожденными ВИЧ-положительными матерями, школа раннего развития. Также организован уход для людей, находящихся на поздних стадиях развития ВИЧ-инфекции, проводятся профилактические мероприятия и акции.
– Какие еще проекты вы реализуете?
– Всего действуют восемь программ и проектов, из них три стабильно получают финансирование – две по ВИЧ/СПИД и «Служба милосердия». Сейчас у нас 15 сестер милосердия, которые оказывают помощь больным в Иркутске. Бесплатно ее получают одинокие, престарелые люди. Но иногда к нам приходят и состоятельные клиенты, которым необходимы услуги службы милосердия, и они могут их оплатить.
– Как осуществляется финансирование вашей деятельности?
– Программы финансируются через гранты. В основном средства идут на оплату труда специалистов, предоставляющих услуги населению, на приобретение детского питания, витаминов и гигиенических наборов для беременных, учебного материала. Еще три года назад в иркутском отделении РКК работало 20 программ. Теперь правительство страны стремится к тому, чтобы мы изыскивали средства на проекты непосредственно в России. Зарубежные доноры ушли от нас.
– А насколько активны отечественные доноры?
– Они готовы оказывать помощь. Отечественная экономика более-менее встала на путь созидания, у предприятий появились средства на благотворительные цели.
Я знаю, что в Налоговый кодекс готовятся изменения в части благотворительной деятельности коммерческих фирм. Сейчас по закону направленный на нее 1% от оборота средств не облагается налогом. Государство решило повысить планку до 10%. Эти изменения будут способствовать тому, чтобы российские доноры охотно участвовали в реализации разных программ.
– Среди компаний Приангарья есть ваши постоянные спонсоры?
– К сожалению, постоянного финансирования проектов и программ со стороны местных доноров у нас нет – деньги собираются только по конкретным поводам. Например, когда на Кубани случилось наводнение, РКК и все его отделения, в том числе наше, обратились к правительству, мэрам городов и организациям с предложением оказать помощь пострадавшим. Я был приятно удивлен, что многие компании и фирмы Иркутской области отозвались. Первой откликнулась организация из Братска, которая направила 100 тыс. рублей на наш расчетный счет. Очень активно помогли министерства областного правительства. Не остались равнодушными и обычные люди. Так, жители одного дома в Иркутске собрали 6 тыс. рублей, принесли и сдали их в нашу бухгалтерию. Всего в краснодарское отделение РКК мы перевели более 1 млн рублей.
Кстати, в этом году президиум ИОО РКК решил реализовать проект по плановому сбору средств от населения для оказания помощи людям в случае возникновения стихийных бедствий. Также у нас утверждена программа «Тысяча копилок Красного Креста в Иркутской области» – наши копилки будут установлены в банках, магазинах, на предприятиях торговли, в офисах. В прошлом году мы заключили договор с Байкальским банком Сбербанка России о том, что он будет принимать без комиссии средства на благотворительные взносы иркутского областного отделения РКК.
– Ваши волонтеры, оказывающие помощь в чрезвычайных ситуациях, проходят психологическую подготовку?
– Они обязательно проходят инструктаж, ведь в таких ситуациях им приходится соприкасаться с человеческим горем, трагедией. Иногда у нас работают волонтеры из числа врачей, психологов. Хотя у МЧС есть свои штатные психологи, но когда их не хватает, на помощь приходят общественные организации.
– Как стать волонтером Красного Креста?
– Для этого нужно обратиться к нам по телефону в Иркутске 38-19-01 или прийти лично. Мы всегда готовы к сотрудничеству и реализации совместных проектов.