Прокуратура выявила нарушения в работе профучилищ и техникумов Приангарья

В одном из профучилищ (ПУ) Аларского района со студентов взыскивали штрафы за то, что они не уступают дорогу старшим. В училище Ангарска почему-то было отказано в приеме иностранным гражданам и лицам без гражданства. В ПУ Усть-Илимска стипендии учащихся направлялись в качестве «добровольных пожертвований на благотворительные нужды». Это лишь несколько примеров различных правонарушений, выявленных прокурорами городов и районов в учреждениях начального и среднего профессионального образования Приангарья.

«Неуставные» уставы

Сфера профессионального образования Иркутской области не подвергалась целевым прокурорским проверкам несколько лет.

В 2012 году надзорное ведомство обратило на нее пристальное внимание. В итоге в училищах, техникумах и колледжах было выявлено 1845 нарушений законодательства, которые касались самых разных аспектов.

Например, устав медицинского колледжа Братска не содержал ряда обязательных норм. В нем не указаны права и обязанности участников образовательного процесса, не прописаны его основные характеристики, такие, как правила приема, продолжительность обучения, порядок и основания отчисления, система оценок, режим занятий, наличие платных образовательных услуг и пр.

В профессиональном училище № 36 Ангарска вопреки федеральному закону «Об образовании» почему-то было отказано в приеме иностранным гражданам и лицам без гражданства. В ПУ № 39 поселка Центральный Хазан Зиминского района для абитуриентов установили возрастной ценз. Обязательным условием приема там является то, что к моменту окончания училища выпускнику должно исполниться 18 лет.

Противоречащие закону нормы опротестованы прокурорами также в уставах Братского музыкального училища, Ангарского педагогического колледжа, Иркутского регионального педагогического колледжа, Иркутского колледжа экономики, сервиса и туризма.

Недобровольная благотворительность

Большие вопросы у прокуроров вызвали так называемые взносы на благотворительность. В ведомстве подчеркивают, что в ряде случаев основанием для зачисления фактически становится платежеспособность абитуриентов.

– Так, из 140 человек, зачисленных в Ангарский промышленно-экономический техникум, 50 внесли учреждению «благотворительные» взносы в сумме 3 тыс., каждый до издания приказа о зачислении. В это же учреждение из числа абитуриентов, показавших одинаковые результаты вступительных испытаний, зачислены те, кто оплатил пожертвование или прошел платные подготовительные курсы. Причем два человека, набравшие такое же количество баллов, но не оказавшие «благотворительную помощь» техникуму, приняты только на платную форму обучения. Аналогичная «поддержка» законных представителей предшествовала зачислению детей в Иркутский энергетический колледж. За 4 тыс. рублей принимали на обучение в Иркутский политехнический колледж, говорит начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Иркутской области Ольга Кошкарова.

Странная ситуация сложилась в одном из училищ Усть-Илимского района. Межрайонный прокурор установил, что с родителями в учреждении заключаются договоры об оказании «благотворительной помощи» в сумме 3,6 тыс. рублей. Эти деньги были предусмотрены на организацию учебно-производственного процесса и развитие материально-технической базы училища. Кроме того, в счет добровольных пожертвований из стипендии учащихся в ПУ удерживаются денежные средства в различном размере. При этом студенты на руки даже не получали стипендий, поскольку расписывались в приходно-кассовом ордере о внесении на счет училища пожертвований. Но лишь небольшая часть собранных средств ушла на организацию учебного процесса. Остальные расходы на «текущие нужды училища» подразумевали покупку продуктов и электроматериалов, запчастей, бензина и даже на изготовление печатей.

Старших надо уважать

Нарушения финансового характера были выявлены и в Нижнеудинском медучилище. Там решением студсовета все студенты были обязаны сдать до начала производственной практики по 500 рублей на ремонт, на эти же цели они сдавали по 50 рублей еще и ежемесячно. Эти деньги в кассу не сдавались. В этом же медучилище решением студсовета взимались штрафы за курение. Различные штрафные санкции за нарушения учебной и даже внеурочной дисциплины были предусмотрены в ПУ № 51 Зиминского района и в ПУ № 31 поселка Чунский. В последнем принятое в сентябре прошлого года соответствующее положение после вмешательства прокуратуры было отменено, деньги возвращены учащимся.

– В ПУ № 49 Кутулика, в соответствии с правилами внутреннего распорядка для обучающихся, администрация могла не допустить студента к занятиям в связи с «неопрятным видом». Кроме того, что отказ в обучении прямо нарушает права несовершеннолетних, данная формулировка позволяет администрации по своему усмотрению определять, какой внешний вид учащегося можно признать неопрятным. В профессиональном училище № 4 Тулуна правилами поведения учащихся установлено, что перед выходом из столовой они обязаны очистить посуду, а при встрече «со старшими и работниками училища» – встать и уступить дорогу. При этом в документе не оговаривается, что понимать под очисткой посуды, кого считать старшими, в каких случаях уступать дорогу. Неопределенность формулировок может провоцировать межвозрастные конфликты среди учащихся, – продолжает Ольга Кошкарова.

О социально незащищенных

Особое внимание при проведении проверки прокуроры уделили соблюдению прав социально незащищенных категорий обучающихся, в частности детей-сирот. К примеру, ведомство выявило факты их несвоевременного зачисления на государственное обеспечение. Например, в Ангарском педагогическом колледже на момент прокурорской проверки 31 октября еще не был издан приказ о зачислении 54 лиц из числа детей-сирот. Не приняты подобные приказы в ПУ № 36 Ангарска, Ангарском автотранспортном техникуме. Несвоевременная постановка на гособеспечение выявлена в Нижнеудинском медицинском училище, Иркутском политехническом колледже. В Черемховском медицинском техникуме с полного государственного обеспечения незаконно сняты обучающиеся, достигшие 23 лет.

Ограничения на социальные стипендии и компенсационные выплаты имелись в положениях, принятых в областном музыкальном колледже и Иркутском художественном училище.

В ряде случаев не соблюдаются требования закона о выплате учащимся и студентам из числа сирот пособия на канцелярские товары и письменные принадлежности. Причина – ненадлежащее финансирование этих гарантий учредителем. В частности, учащиеся ПУ № 59 (Эхирит-Булагатский район) и студенты Братского индустриально-металлургического техникума в 2011 году такое пособие получили лишь в сентябре и июле 2012 года соответственно.

Прокурором Ангарска предъявлено 83 иска о взыскании пособия на сумму 85 тыс. рублей в интересах студентов указанной категории, которые обучаются в ПУ № 36 и Ангарском педагогическом колледже.

Повышенная оплата

Проверялись также и условия проживания студентов. Согласно положениям, оплата за общежитие не может превышать 3% от размера стипендии. Однако и здесь допускаются нарушения. Например, в профессиональном колледже Железногорска-Илимского плата за общежитие составляет 300 рублей при стипендии в 500 рублей.

Кроме того, прокуроры установили, что в некоторых зданиях училищ отсутствуют пожарная сигнализация и системы оповещения людей о пожаре; закрыт доступ к эвакуационным выходам; в помещениях хранятся горючие материалы и жидкости, был даже забитый на гвозди пожарный кран. Где-то имеется недостаток огнетушителей и не производится их перезарядка. Такие факты были установлены в Иркутске, Тулуне, Нижнеудинске, Усть-Куте, Усть-Илимске, Братске, Боханском, Заларинском, Нижнеилимском районах. Надзорное ведомство направило в суды семь исков с требованием устранить нарушения правил пожарной безопасности.

В некоторых учреждениях были выявлены нарушения в организации питания. Прокурор Ангарска установил, что, к примеру, в Индустриальном техникуме на протяжении трех дней студентам подавали отварные макароны.

– Причиной нарушений является не только халатное отношение руководителей учреждений, но и отсутствие надлежащего финансирования со стороны учредителей.

Так, потребность Тулунского аграрного техникума в проведении капитального ремонта составляет 6 млн рублей, однако в 2011 и 2012 годах учреждение эти средства не получило. На текущий ремонт вместо необходимых 3,5 млн рублей техникуму выделено менее 100 тыс. рублей. Данное образовательное учреждение также испытывает недостаток финансирования для приобретения оборудования, пополнения библиотечного фонда. У Иркутского базового медицинского колледжа имеются неисполненные предписания контролирующих органов. Большая их часть связана с тем, что зданию более 120 лет, оно признано аварийным и нуждается в капитальном ремонте. Тем не менее выделяемых учредителем средств для устранения нарушений и ремонта здания явно недостаточно, хотя в текущем году финансирование и было увеличено, – комментирует Ольга Кошкарова.

Всего по результатам проверки прокуроры внесли 77 представлений, опротестовали 76 незаконных правовых актов, возбудили 38 дел об административном правонарушении, в суд направили 165 исков. В прокуратуре также отмечают, что большое количество выявленных нарушений в сфере начального и среднего профессионального образования говорит не только о правовой безграмотности ряда руководителей учреждений, но и о слабом ведомственном контроле над ними.