Регионы СФО рассказали о принципах местного самоуправления
Члены Координационного совета по местному самоуправлению (МСУ) Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» обсудили в Иркутске две ключевые темы: территориальную организацию МСУ и обеспечение единого правового пространства в муниципальных образованиях СФО.
На сегодняшний день благодаря реформе местного самоуправления в 12 сибирских регионах образовано 4,11 тыс. муниципальных образований первого и второго уровней. В тройку регионов, где образовано самое большое количество МО, входят Алтайский край (734), Красноярский край (581) и Иркутская область (472). Как рассказала заместитель председателя комитета по местному самоуправлению Алтайского краевого ЗС Стелла Штань, последнее время в крае активно идет работа по объединению районов и районных центров (поселений). Там, где раньше было две администрации – района и районного центра, теперь один глава, который нередко становится и председателем районной думы. Соответственно, распускается и дума районного центра (поселения). С 2008 по 2011 год в Алтайском крае таким образом объединились 60 районов, планируется еще 20 аналогичных объединений. Есть примеры объединения двух районов в один.
В Красноярском крае два населенных пункта, получивших изначально статус городского округа, теперь «разжалованы» в городские поселения и стали частью своих районов. Так бывший город Заозерный вошел в состав Рыбинского района, а город Игарка стал городским поселением в составе Туруханского района. В обоих случаях причиной изменения статуса стало недовольство населения управлением территориями. Абсолютно уникальная модель территориального устройства для всего российского самоуправления существует также в Красноярском крае. В Северо-Енисейском районе власть осуществляется только на уровне района, несмотря на то что в его состав входят 11 поселков с общей численностью населения более 11 тыс. человек.
– Территория района огромна, население небольшое и финансов недостаточно, поэтому мы не стали делить его на сельские поселения, – рассказала заместитель начальника управления территориальной политики губернатора Красноярского края Светлана Турчанова. Но при этом заметила, что сегодня вряд ли на федеральном уровне позволят какому-то региону пойти по этому пути. Красноярский край воспользовался этой возможностью при объединении края с Ямало-Ненецким и Эвенкийским автономными округами. Хотя, например, представители Омской области не скрывали, что для некоторых своих территорий с удовольствием воспользовались бы этим опытом.
Проблемой для Красноярского края является невозможность закрыть некоторые поселки, в которых фактически никто не живет. Речь идет о населенных пунктах Кежемского района, которые попали в зону затопления Богучанской ГЭС. Население уже переселено вместе с администрациями, но последние формально до сих пор существуют.
Недостаток возможностей по преобразованию МО требует решения на федеральном уровне, уверена председатель ЗС Людмила Берлина. Например, в Иркутской области в Тайшетском районе есть поселок, где на сегодняшний день не проживает ни одного жителя, но он не может быть официально упразднен без решения, принятого на сходе жителей. При всем этом в вопросах организации территориального устройства, отметили участники Координационного совета, должен быть сохранен двухуровневый принцип устройства власти как основа местного самоуправления, заложенного в базовом ФЗ № 131.
Отметим, что на Координационный совет Красноярский край традиционно прибыл внушительной делегацией, представители которой заострили внимание еще на одном весьма болезненном для всего местного самоуправления вопросе – излишнем контроле со стороны всевозможных надзорных органов: прокуратуры, Роспотребнадзора, МЧС.
По данным председателя Ассоциации «Совета муниципальных образований Красноярского края», главы Красноярска Эдхама Акбулатова, на сегодняшний день по всевозможным предписаниям контролирующих органов и вступивших в силу решений суда сельские и городские поселения края должны изыскать более 6 млрд рублей, а городские округа – более 9 млрд рублей.
По мнению вице-спикера краевого парламента Алексея Клешко, необходимо законодательно исключить муниципальные образования из субъектов, на которые можно накладывать административные правонарушения. Если глава муниципалитета в чем-то провинился, по мнению этих органов, пусть они в суде докажут его вину.
– Совершенно вопиющий факт произошел в одном из наших районов. Главу района обязали установить пандусы во всех школах, и это при том, что в районе нет ни одного ученика-инвалида. Предписание, тем не менее, выписали, – сказал представитель Красноярского края.
Принимая во внимание сказанное, члены Координационного совета все же решили не вносить в итоговый документ какие-либо рекомендации контролирующим органам. По предложению Людмилы Берлиной, решено дождаться осени, когда по этой проблеме выскажется Государственная дума РФ.
Если касаться правотворчества в местном самоуправлении, то, как отметил заместитель генпрокурора РФ в СФО Иван Семчишин,
на сегодняшний день в округе действует 129 тыс. различных муниципальных актов. Только в прошлом году было принято 28 тыс. из них. При этом органами прокуратуры проэкспертированы не более 13%, и каждый третий муниципальный акт отправлен на доработку.
Подводя предварительные итоги Координационного совета, президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, мэр Новосибирска Владимир Городецкий отметил, что за десять лет с момента начала реформы местного самоуправления ФЗ № 131 в какой-то мере исчерпал себя и к нему в помощь необходимо разработать концепцию развития государственной политики в сфере местного самоуправления. Участники Координационного совета по местному самоуправлению МАСС и Совета АСДГ могут стать одними из главных ее разработчиков.