Приемная кампания – 2013 пройдет по новым правилам

Вузы Приангарья готовятся к приемной кампании 2013 года. Как будут распределяться бюджетные места? Какие направления подготовки самые популярные среди абитуриентов? Как сориентировать выпускников школ на выбор в пользу местных вузов, а не столичных? Эти вопросы обсуждались за круглым столом в редакции газеты «Областная».

В разговоре приняли участие председатель комитета по социально­культурному законодательству ЗС Приангарья Ирина Синцова, проректор ИГЛУ по учебно­методической работе Елена Апанович, проректор ИГУ по образовательной деятельности Николай Деренко, проректор БГУЭП по воспитательной и проф­
ориентационной работе Алексей Скавитин, проректор по учебной работе и международной деятельности БГУЭП Татьяна Озерникова, ученый секретарь совета ректоров вузов Иркутской области Виктор Чебунин, ректор ВСГАО Николай Перязев, проректор Ангарской государственной технической академии по учебной работе Наталия Истомина, начальник учебного отдела ИрГСХА Алла Мартыненко.

Региональные и федеральные квоты

ОГ:

– Как в этом году будут распределяться бюджетные места в вузах?

Николай Деренко:

– Распределение бюджетных мест в российских вузах будет проходить по иной, нежели ранее, схеме. Впервые с 1992 года построена вертикальная система формирования госзаказа на подготовку квалифицированных кадров. К этой работе подходили несколько лет. Заказ, который поступает из региональных правительств, – потребность местных властей в кадрах с учетом программ социально­экономического развития региона.

Эти цифры Министерство образования и науки РФ согласовывает с крупнейшими корпорациями – заказчиками кадров, профильными министерствами, которые ведут свою деятельность в регионах. Затем картина накладывается на карту вузов. Сделана попытка ликвидировать дисбаланс между потребностями в кадрах и имеющейся структурой подготовки. Мы увидели региональную квоту, которая не всегда соответствует нашим возможностям, и отсутствие бюджетных мест на приоритетные для нас направления.

Итак, конкурсная комиссия Минобр­науки, в которую входят представители министерств и крупных заказчиков кадров, сначала распределит бюджетные места региональной квоты по вузам и филиалам. Оставшиеся места добавляются к федеральной квоте, где уже распределяются в соответствии с рейтингом университетов. Таким образом, мы видим вертикальную систему подготовки госзаказа – это мягкий двухуровневый подход.

Перераспределены контрольные цифры внутри бакалавриата. 3% бюджетных мест бакалавриата ушли в магистратуру, сильно обделены педагогические, экономические, юридические, сервисные направления. Добавлены места на приоритетные направления развития экономики РФ. Все эти шаги проделаны в рамках внедрения нового закона «Об образовании в РФ».

В этом году будут объединены начальное и среднее профессиональное образование, а в вузах появятся места прикладного бакалавриата.

ОГ:

– Сколько бюджетных мест по региональной квоте заказали вузы в этом году?

Николай Деренко:

– Иркутский государственный университет заявил около 1,2 тыс. мест на подготовку бакалавров и специалистов, а также около 200 мест на магистров. Это очень взвешенный и просчитанный вариант, который два месяца обсуждался в коллективе. Будущих магистров считают практически по головам.

Елена Апанович:

– ИГЛУ повторяет заявку прошлого года. Мы просим у государства 600 мест, из которых 60% – бакалавриат и 40% – магистратура.

Николай Перязев:

– ВСГАО подала заявку на 1 тыс. мест бакалавриата и 325 магистратуры. В этом году мы полностью отказались от бюджетного заочного набора, потому что он для нас убыточен. У заочников будут только коммерческие места. Кстати, такая тенденция наблюдается в целом по России. Например, в МГУ вообще нет заочного обучения ни на платной, ни на бюджетной основе.

Татьяна Озерникова:

– БГУЭП заказал 930 мест по бакалавриату и специалитету с учетом филиалов и 500 – на магистратуру. Кроме того, у нас есть два колледжа, и мы прогнозируем снижение бюджетных мест по среднему профобразованию, поэтому сделали заявку на прикладной бакалавриат.

Алла Мартыненко:

– ИрГСХА запросила с учетом филиала почти 1,3 тыс. мест, в том числе 135 – на магистратуру и 40 – прикладной бакалавриат.

Наталия Истомина:

– Наша академия, как и в прошлом году, заказала 450 мест на бакалавриат и 75 мест на магистратуру. Заочное обучение у нас сохраняется.

Снова демографическая яма?

ОГ:

– Сколько бюджетных мест было выделено вузам Приангарья в прошлом году?

Николай Деренко:

– В ИГУ ситуация последние пять лет стабильная. Чуть более 700 мест бюджетного набора обеспечиваются конкурсом. На естественно­научных направлениях – два­три человека на место, на гуманитарных – до восьми человек на место. Проблем с приемом на бюджетные места не возникает. Что касается коммерческого набора, то ежегодно он составляет более 1100 человек.

Елена Апанович:

– В прошлом году мы получили около 400 бюджетных мест. Доля коммерческого набора равна примерно 50%, что свидетельствует о стабильном спросе на наши образовательные программы.

Николай Перязев:

– Наш вуз получил 1,2 тыс. бюджетных мест. Из них 718 – на очный бакалавриат, 260 – на заочный, 220 мест – на магистратуру и 26 – на аспирантуру и докторантуру.

Татьяна Озерникова:

– В БГУЭП бюджетный набор составляет около трети. У нас стабильно высокий конкурс – в среднем 11 человек на место. В прошлом году количество контрольных цифр по бакалавриату увеличилось на 8%, а по магистратуре – на 12%. Коммерческий набор вырос в среднем на 11%.

Ирина Синцова:

– На сессии ЗС мы в 2012 году поддержали обращение БГУЭПа по увеличению бюджетных мест. Вот я сейчас вижу результаты – вырос бюджетный набор. Действительно, наверное, многое зависит от самих вузов, которые должны оформить заявку на специальности, необходимые для области.

Алла Мартыненко:

– В прошлом году нам было выделено на 3,5% больше мест на бакалавриат и на 30% больше на магистратуру. Все бюджетные места закрыты.

Наталия Истомина:

– В начале 2000­х годов мы набирали до 1000 человек на коммерческой основе и 400 – на бюджете. Сейчас цифры гораздо скромнее.

ОГ:

– Как сказывается на наборе демографическая яма?

Алла Мартыненко:

– Сельхозакадемия пережила демографическую яму в 2009 году, когда впервые за всю историю академии не востребованными остались около 5% бюджетных мест. Но с тех пор ситуация с бюджетным набором у нас стабилизировалась.

Николай Деренко:

– Конечно, в последние годы, особенно в 2011 году, было минимальное количество выпускников средних школ. Мы это наблюдали в вузах по падению конкурса. Но не надо забывать о том, что абитуриенты имеют возможность подавать документы на несколько направлений подготовки, поэтому заявлений поступает много. Так что, на работе приемной комиссии ИГУ демографическая яма не отразилась.

Николай Перязев:

– Демографическая яма у нас в области не так заметна, как в целом по России. В этом году по стране выпускников меньше по сравнению с прошлым, а в Иркутской области, наоборот, больше. Поэтому можно сказать, что яму мы пережили, и уже начинается подъем.

Татьяна Озерникова:

– По данным министерства образования Иркутской области, в 2011 году в регионе было 12 тыс. выпускников школ, в 2012­м – 14 тыс., нынче – 13,5 тыс. Число абитуриентов зависит не только от демографических процессов, но и от того, сколько детей учатся в учреждениях среднего профессионального образования (СПО). Я знаю, что в прошлом году почти 900 выпускников СПО записались на сдачу ЕГЭ. Это значит, что они хотят продолжать обучение в вузах.

Все профессии важны…

ОГ:

– Какие направления подготовки популярны у абитуриентов?

Алла Мартыненко:

– У нас в прошлом году большой конкурс был на экономике – 24 человека на место, менеджменте – 17 человек на место и, как ни странно, педагогическом образовании – 14 человек на место. Есть проблемы с инженерными специальностями, где профилирующий предмет – физика. Ее в школах сдают очень мало. Причем запрещают сдавать физику сами учителя. Но надеемся, что нынче что­то изменится. Хотелось бы сделать ЕГЭ по физике обязательным, наряду с математикой.

Наталия Истомина:

– У нас город химический. Но большинство хотят быть менеджерами и экономистами. Сдавать химию в этом году собираются лишь 188 человек. Учителей по предмету не хватает – мы знаем наперечет всех, кто может подготовить к ЕГЭ по химии в Ангарске. 

Николай Деренко:

– Абитуриенты выбирают экономику не для того, чтобы получить профессию экономиста. Это же общая культура проживания в социуме. Правовые, экономические знания позволяют найти себе применение в любой области. Я считаю, что сегодня экономическое и юридическое образование должно стать всеобщим.

Виктор Чебунин:

– К тому же для поступления на эти направления требуется ЕГЭ по обществознанию, которое очень легко сдавать по сравнению с другими предметами.

Николай Перязев:

– Абитуриенты вообще без малейшей подготовки шли и сдавали этот предмет на 65–70 баллов. В то время как по физике очень долго готовятся, и если напишут на 70 – это уже хороший результат.

ОГ:

– Какие новые направления подготовки появляются в вузах Иркутской области?

Алексей Скавитин:

– Мы планируем открыть направления «правовое обеспечение национальной безопасности» и «экономическая безопасность».

Алла Мартыненко:

– У нас в прошлом году появилось направление «экономическая безопасность». Бюджетных мест на него не дали, но мы набрали 57 человек. Еще одно новое направление бакалавриата – «ландшафтная архитектура». Но им, к сожалению, ребята не заинтересовались.

Николай Деренко:

– Открытие новых направлений подготовки в нашем вузе продиктовано накопленным потенциалом и заказом крупнейших работодателей. Например, в этом году вводится направление «информационная безопасность». Почему? Потому что уже 10 лет в Институте математики, экономики и информатики развивается школа повышения квалификации по информационной безопасности. А сейчас имеется огромный спрос и заказ конкретных компаний. Среди них и силовые ведомства, которым необходимы специалисты по информационной безопасности. Еще новые направления: «Организация работы с молодежью», «Музеология», «Теология», «Охрана объектов культурного, природного наследия». Их может взять на себя только крупный университет, потому что здесь не ожидается никакого коммерческого приема, нужно просто помогать региону, вытягивать важнейшие направления культурного строительства.

Николай Перязев:

– Бюджетные места по отдельным направлениям, конечно, надо концентрировать в одном вузе, а коммерческие – пожалуйста, пусть открывают все вузы, как это происходит в США. Когда преподавательские кадры и другие ресурсы собраны в одном вузе, обучение – наиболее качественно и экономически целесообразно для государства. У нас, к сожалению, этого нет.

Как остановить отток абитуриентов?

ОГ:

– На последнем заседании Совета ректоров вузов Иркутской области было принято обращение к выпускникам школ и их родителям. С чем это связано?

Виктор Чебунин:

– Это обращение вызвано обеспокоенностью за толковых ребят, поступающих в столичные вузы. Примерно 1,5 тыс. наших потенциальных абитуриентов ежегодно уезжают в Москву. По моим оценкам, половина из них остаются там учиться на бюджетной основе. Это лучшие ребята. Потом, правда, 30% из них возвращаются. В чем же причина? У ЕГЭ есть оборотная сторона. Наши провинциальные ребята зарабатывают на жизнь тем, что выполняют за других контрольные. В итоге они не выдерживают этой нагрузки.

Москва сегодня пересыщена специалистами. Многие мои выпускники становятся там «офисным планктоном». Спустя 5–10 лет они говорят, что у них нет карьерного роста. Я объясняю это очень просто: сейчас должности топ­менеджеров занимают 40­летние. Нынешние ребята никогда не продвинутся. Между тем где нам взять интеллектуальные кадры для освоения Сибири и Дальнего Востока?

ОГ:

– Как же сориентировать выпускников школ на выбор в пользу местных вузов, а не столичных?

Виктор Чебунин:

– Главное – это работа с родителями. В погоне за модными профессиями они совершенно безграмотны. Нашим родителям надо стать внимательнее к способностям детей. Об этих способностях знают учителя, а учителей никто, к сожалению, не слушает. Я не знаю ни одного профессора, доцента из своих коллег, у кого бы дети учились в Москве.

Николай Перязев:

– В наших вузах проходит очень много интересных мероприятий. Областные СМИ освещают их довольно слабо. Но если что­то негативное случается, новости распространяются мгновенно. А ведь это имидж вузов и региона. И неудивительно, что абитуриенты потом сомневаются в качестве нашего высшего образования. Ко мне в очередь стояли, чтобы интервью взять, когда шла речь о «неэффективных» вузах. А когда я пригласил тележурналистов снять сюжет про конкурс, мне выставили счет – 50 тыс. рублей за минуту.

Николай Деренко:

– В бюджетных деньгах, которые нам предоставляет государство, не предусмотрены средства на рекламу, на формирование и продвижение имиджа вуза. Абитуриент к нам поступил, заплатил за учебу, но мы не можем направлять эти деньги на рекламу. Потому что нам заплатили за обучение. Вузы не могут сформировать достойный, как у предприятий, рекламный фонд.

Татьяна Озерникова:

– Чтобы детям хотелось здесь учиться, а потом работать – нужно дать им хорошую заработную плату. А для этого нужно развивать экономику региона. Нужен симбиоз СМИ, вузов и, конечно, власти.

Алексей Скавитин:

– В последнее время идет речь не только об утечке абитуриентов в Москву. Иркутск существенно проигрывает Красноярску, и не один год. Но уезжают отсюда даже не за качеством образования, а, прежде всего, за качеством жизни. И здесь стоит вопрос не столько по профориентационной и внутривузовской работе, сколько о позиционировании и бренде Приангарья.

Ирина Синцова:

– Мы заинтересованы в том, чтобы квалифицированные кадры готовились в вузах Приангарья. Иркутск – один из самых студенческих городов РФ. Важно, чтобы студенты знали, где они будут работать после окончания вуза. Поэтому необходимо их вовлекать в  практическую деятельность в студенческих отрядах, непосредственно на предприятиях. Это особенно актуально сейчас, когда область взяла курс на индустриализацию. Этим и должны  руководствоваться абитуриенты и их родители. Кроме того, необходима профориентационная работа. Считаю, что она должна начинаться с 4–5 класса.

Николай Деренко:

– Нужны серьезные усилия для того, чтобы развеять мифы о том, что не тех специалистов мы готовим, что мы плохо учим, что у нас очень плохие законы об образовании. Надо напомнить всем о том, что вузы – нива просвещения. Мы должны быть во всех школах, должны работать с родителями, вести диалог с работодателем и властью.