05.04.2013 07:15
Теги
05.04.2013 07:15

Школьных уполномоченных обучат на курсах

В мае в Приангарье планируется впервые провести курсы для школьных уполномоченных по защите прав учителей, учащихся и их родителей. Предполагается, что в них будут участвовать эксперты не только из Иркутской области, но и других регионов страны. Об этом на образовательном форуме сообщила уполномоченный по правам ребенка Светлана Семенова.

Участники форума обсудили особенности работы школьных уполномоченных. Этот общественный институт в Иркутской области начал развиваться недавно. Так, в прошлом году ставки были введены в 70 школах области.

Доцент Иркутского института повышения квалификации работников образования Татьяна Малых рассказала про типичные нарушения прав учащихся. В частности, педагоги применяют наказания, которые ущемляют человеческое достоинство ребенка, используют преднамеренную социальную изоляцию в работе с детьми.

– Никто нас в вузах не учил ругать детей. На предмете «Конфликтология» рассказывают, как конструктивно разрешить конфликтную ситуацию, чтобы при этом ребенок не оставался побежденным, – отметила Татьяна Малых.

Она также подчеркнула, что чаще всего родители предпочитают не вмешиваться в спор, чтобы не усугубить ситуацию. Но если мама знает, что ребенка унижают, и ничего не предпринимает, она становится соучастником преступления.

Появление в школах уполномоченных происходит по-разному. Например, директор иркутской школы № 30 Ольга Киселева рассказала, что у них этому предшествовал экспериментальный проект по формированию правового просвещения участников образовательного процесса:

– В итоге мы решили, что уполномоченный нам нужен. В первую очередь потому, что у нас учится много так называемых социальных и опекаемых сирот.

Выборы уполномоченного прошли демократично – в них участвовали и родители, и дети, и учителя. По итогам анкетирования ребята определили семь кандидатур. Для педагогического коллектива прошло тайное голосование. Для родителей состоялось онлайн голосование на сайте. Уполномоченным стала учитель русского языка и литературы Людмила Усова – одна из самых уважаемых педагогов школы.

Наряду с уполномоченными в учреждениях стали появляться службы медиации. Доцент Юридического института Анастасия Архипкина пояснила, что медиация – это способ урегулирования конфликтов с привлечением третьего нейтрального посредника, который помогает урегулировать спор с учетом интересов всех сторон. В России медиация начала развиваться в 2010 году, когда был принят ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника».

По словам Архипкиной, в школьную службу примирения входят и дети, и учителя. В 2011 году в качестве пилотной площадки были выбраны три социальных учреждения в Иркутске, где началось внедрение службы медиации. В 2012 году службы стали распространяться по территории всей области.

– Школьные службы медиации работают по тем же принципам, что и профессиональные медиаторы. Участие в процедуре урегулирования спора для сторон является добровольным.

Варианты должны предложить сами участники конфликта. Весь процесс является конфиденциальным. Если в споре участвуют взрослый и ребенок, то медиатор должен обеспечить, прежде всего, их равенство, – рассказала Анастасия Архипкина.

Прежде чем в школе начнет работать служба медиации, педагогический коллектив и дети обучаются медиативным технологиям на специальных тренингах. Это позволяет иначе относиться к конфликту. В иркутской службе примирения был разработан пакет методических рекомендаций для организации деятельности школьных служб. Сегодня службы медиации есть в Иркутске, Братске, Черемхово и других территориях области. Постепенно они могут появиться во всех образовательных учреждениях, уверены эксперты. По их мнению, это позволит избежать серьезных последствий конфликтов между педагогами, учениками и их родителями.