05.04.2013 07:15
Рубрики
Экономика
Теги
05.04.2013 07:15

Олег Кравчук: Региону необходимо комплексное освоение ресурсов

Власти Приангарья планируют создать межрегиональный транспортно-логистический хаб и сформировать на его основе горно-металлургический кластер для комплексного развития минерально-сырьевых ресурсов Иркутской области. Об этом «Областной» рассказал министр природных ресурсов и экологии региона Олег Кравчук.

– В начале этого года власти Иркутской области создали прецедент по аннулированию лицензии на добычу песчано-гравийных смесей в русле реки Иркут. Вы ужесточаете условия работы недропользователей?

– Не совсем так. Компания «Зодчий» допустила грубейшие нарушения, которые не устранила в установленные сроки. Потому и была отозвана лицензия. Из-за халатности этого недропользователя сейчас существует угроза затопления поселка Максимовщина, где «Зодчий» больше года добывал гравий. Дело в том, что компания оставила технологическую дорогу, выходящую на середину русла Иркута. В конце апреля на реке начинается ледоход и в этом месте может образоваться затор. Местным властям необходимо в кратчайшие сроки разбирать дорогу. Мы, со своей стороны, отслеживаем ситуацию и пытаемся найти правовое решение. Возможно, придется привлекать другого недропользователя, выдавать ему временную лицензию.

Кроме того, начата проверка и других ранее выданных лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Появились факты сдачи лицензии. В основном из-за экономической нецелесообразности разработки месторождения.  

– Как в целом Иркутская область завершила прошлый год по добыче полезных ископаемых?

– Неуклонно растет добыча золота и угля, на 5,3 млн тонн увеличилась добыча нефти, прирост запасов газа составил 1 млрд кубометров. Добыча общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) осталась на прежнем уровне. Есть опасения, что в этом году ее объемы снизятся, поскольку с июня 2012 года действует приказ Министерства природных ресурсов РФ, согласно которому теперь приходится дважды согласовывать выдачу лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых. В результате изменения процедуры из 40 планируемых лицензий мы выдали в прошлом году только 17.

– Каким образом сейчас выдается лицензия?

– Сначала мы посылаем в минприроды списки месторождений, которые намерены выставить на аукцион. Министерство выясняет, не попадают ли эти месторождения в зону особо охраняемых природных территорий регионального значения. Затем списки перенаправляются в Управление по недропользованию по Иркутской области, которое уже передает их в Москву на согласование с Роснедрами для того, чтобы определить, не совпадают ли границы участков ОПИ с другими месторождениями полезных ископаемых, на которые уже выдана лицензия. И тут возникает еще одна проблема, связанная с месторождениями углеводородного сырья. Особенность таких лицензий в том, что они захватывают очень большую территорию – несколько сотен квадратных километров. В нее попадают населенные пункты, земли сельхозназначения, леса и так далее. Если ранее территория участка ОПИ попадала в границы углеводородного месторождения, то недропользователи просто договаривались. Теперь же такое совпадение границ может послужить основанием для отказа в выдаче лицензии. Но сейчас более двух третей территории Иркутской области залицензирована под добычу углеводородного сырья!

– И везде есть нефть?

– Не факт. На проведение геологоразведочных работ требуется время, которые покажут, есть или нет углеводородное сырье на участке.

С августа прошлого года мы отправили в Роснедра три списка по 103 участкам общераспространенных полезных ископаемых. Большинство из них – месторождения песчано-гравийных смесей, разработка которых необходима для сырьевого обеспечения строительной и дорожной отрасли. Мы до сих пор не получили списки ни с отрицательным решением, ни с положительным. Думаю, в ближайшее время совместно с другими субъектами РФ обратимся в Минприроды РФ с просьбой упростить процедуру согласования.  

– Как вы оцениваете перспективы развития добычи углеводородного сырья в Иркутской области? 

– В этом году мы ожидаем прирост добычи нефти. Компании планируют достичь объемов добычи в пределах 18 млн тонн. По газу не все так радужно. К сожалению, вопрос освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения постоянно тормозится. Рынок потребителей газа достаточно специфичный – для него обязательно нужна инфраструктура.

По разным подсчетам, область может потреблять от 3 до 9 млрд кубометров газа. Наш газ богат высокооктановыми фракциями, в нем аномально высокое содержание гелия. Поэтому нужно правильно подходить к разработке Ковыкты, необходимо строить газоразделительный завод.

Вообще надо признать, что при богатом разнообразии и колоссальных объемах минерально-сырьевой базы в Иркутской области очень низкий процент ввода месторождений в хозяйственную деятельность. Исключение составляют только золоторудные месторождения.

– Чего не хватает? Заинтересованности инвесторов, условий, ресурсов?

– В первую очередь нет развитой транспортной и энергетической инфраструктуры. Прокладка дорог и энергообеспечение требуют капитальных затрат, на что недропользователь не идет. Сегодня потенциальный инвестор, кроме конкретной суммы за аукционный сбор, не видит своих дальнейших затрат и экономического выхлопа от ввода месторождения. На мой взгляд, необходима проработанная схема по логистике и освоению активов, чтобы показать их привлекательность, нужен, наконец, анализ российского и мирового рынков того или иного сырья.

– И кто этим будет заниматься? Ученые за свой счет и по своей инициативе вряд ли возьмутся за такую глобальную работу. 

– В этом должны принимать участие и федеральные, и региональные власти, и сами недропользователи. В настоящее время у нас есть полный анализ состояния минерально-сырьевой базы, а также возможностей комплексного освоения. Например, мы сегодня имеем конкретное видение разработки Непского месторождения калийных солей и получения конечного продукта. Но разрабатывать его необходимо вместе с месторождениями железной руды Ангаро-Катской провинции – Нерюндинского, Капаевского и Поливского, а также месторождений угля и общераспространенных полезных ископаемых. На севере региона планируется создать горно-металлургический кластер и сформировать межрегиональный транспортно-логистический хаб.

– Уже есть потенциальные инвесторы?

– Интерес проявляют китайские и индийские инвесторы, поскольку эти страны являются основными потребителями калийных солей. Есть заинтересованность в освоении Непского месторождения со стороны Внешэкономбанка.

– Что необходимо на данном этапе?

– Прежде всего, нужна проектно-сметная документация по комплексному освоению. Созданная рабочая группа также занимается сбором информации в этом направлении. До конца апреля будут разосланы обращения в ОАО «Росгеология», казанский Центральный научно-исследовательский институт геологии нерудных полезных ископаемых и ОАО «Институт по проектированию горнорудных предприятий Гипроруда» для подготовки ими технико-экономического обоснования освоения и разработки Непского калиеносного бассейна, месторождений Ангаро-Катской железорудной провинции, двух угольных месторождений – Новометелкинского и Ишидейского.

Отмечу, что власти региона планируют участвовать в освоении северных богатств. К примеру, может быть созданы корпорация или консорциум, куда войдут как инвесторы, так и представители правительства области.

В завершении хотелось бы поздравить всех разведчиков недр с их профессиональным праздником – Днем геолога, который отмечается в первое воскресенье апреля. Особую благодарность хочу выразить ветеранам геологической службы. Не могу не отметить таких выдающихся деятелей, как Марк Миронович Мандельбауман, Владимир Феофанович Дубинин, Михаил Васильевич Кузьмин. Они сделали колоссальный вклад в развитие минерально-сырьевой базы Иркутской области. Поздравляю всех, кто сегодня работает в геологической сфере. Удачных находок и новых открытий.