Диалог об интеграции науки и высшей школы

Научное и вузовское сообщества Приангарья намерены обратиться в министерство науки и образования РФ с предложением возобновить программу интеграции академических институтов и высших учебных заведений. Такое решение было принято на круглом столе, посвященном вопросам взаимодействия Иркутского научного центра СО РАН и Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН с вузами региона.

О новых подходах в сотрудничестве

Один из ярких примеров взаимодействия – в рамках «Фундаментальных исследований высшей школы и академических институтов» был создан научно-образовательный центр «Байкал». Его поддержали министерство образования и науки РФ и Американский научный фонд.

– Почти во всех вузах области есть кафедры, которые работают совместно с академическими институтами, есть хорошие студенты, увлекающиеся наукой. Опыт взаимодействия очень хороший, но, по моему мнению, его не хватает.  Нет единства, нас пока нельзя назвать командой, – отметил председатель комиссии по науке и образованию Общественной палаты, Советник Президиума ИНЦ СО РАН, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАН Михаил Кузьмин.

Александр Потехин, директор Института солнечно-земной физики СО РАН, обратил внимание на то, что в современных условиях традиционное сотрудничество академических институтов и вузов требует нового подхода – эта работа должна иметь последовательный характер.

– Институты должны стать для вузов теми организациями, куда преподаватели и студенты приходили бы, как к себе домой, – продолжил Александр Потехин. – Объединение усилий существенно увеличит наши возможности, даст хорошие шансы при участии в различных конкурсах и грантах. На это мы вместе с ректорами сейчас нацеливаем свою работу. В ИрГТУ и ИГУ мы сейчас открываем базовые кафедры. Самая главная проблема, которую важно решать вместе, – это подготовка высококвалифицированных кадров. Одним из способов ее решения – привлечение к науке школьников из разных районов области, чтобы в будущем они выбрали ее главным делом своей жизни.

Председатель Общественной палаты Иркутской области, ректор НИ ИрГТУ Иван Головных отметил, что вузы очень заинтересованы в том, чтобы у них по совместительству работали ученые академических институтов. Это повышает уровень подготовки студентов и позволяет самому преподавателю присмотреться к молодым кадрам. Единственное, что мешает сегодня данному процессу – заработная плата штатных преподавателей ниже зарплаты приглашенного научного сотрудника. Поэтому вузам такое сотрудничество в финансовом плане не выгодно. Тем не менее, в ИрГТУ планируют ввести небольшие курсы лекций, которые на высоком уровне готовы прочитать ученые академических институтов.

– Сегодня у нас появилась возможность совместно разработать магистерские программы, которые были бы нацелены на интересы научных институтов. Также сейчас мы можем проводить совместные научные исследования на новом, недавно полученном оборудовании  университета, – добавил Иван Головных.

Как остановить «западный дрейф»

Участники круглого стола предложили проводить совместные «дни открытых дверей», чтобы будущие студенты собственными глазами увидели, как организована работа не только в вузах, но и в академических институтах, в которых им, вполне возможно, придется работать. 

Председатель комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Иркутской области Виктор Самаруха рассказал об экономической ситуации в регионе, которая, по его мнению, в последнее время начала меняться в лучшую сторону. Он отметил, что научно-образовательное сообщество региона должно добиться непосредственного участия в социально-экономическом развитии Приангарья.

– За последние годы сокращение финансирования научных разработок из областного бюджета доведено до минимума. Это всего 5 млн рублей. Если взять всех кандидатов и докторов наук, получается по 600 рублей на душу, – отметил Виктор Самаруха. По его словам, это почти в 30 раз меньше финансирования по сравнению с Красноярским краем, и почти в пять раз меньше финансирования научно-исследовательских работ в Иркутской области в 2005-2006 годах.

– Поэтому Правительство и Законодательное Собрание региона должны решить этот вопрос, поскольку область нуждается в данных разработках, в научных заказах. Мы однажды уже получили волну бегства ученых из страны. В результате 60% работников Силиконовой долины – бывшие сотрудники сибирских научных институтов. Такого нельзя снова допустить, – подчеркнул Виктор Самаруха.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры Мировой истории и международных отношений ИГУ, политолог Сергей Шмидт поднял вопрос о массовом отъезде из Иркутской области на запад молодых специалистов, который, по его мнению, напоминает катастрофу.

– 80% школьников, которые написали ЕГЭ выше, чем на 80 баллов, уезжает из региона поступать в западные вузы. Если бы такие умные дети могли получать здесь стипендии от губернатора и местного бизнеса, возможно, ситуация бы изменилась, – считает Сергей Шмидт. – Также важно поменять в нашем городе социокультурную атмосферу, нам надо перестать смотреть в прошлое. Молодежи нужен современный город с современными учебными заведениями, им должно быть здесь интересно. Если говорить радикально, притормозить «западный дрейф» в нашей стране помог бы очередной экономический кризис, – уверен Сергей Шмидт. 

Заместитель Губернатора Иркутской области Лариса Забродская поблагодарила участников круглого стола и отметила, что все внесенные замечания станут опорой для дальнейшей работы Правительства региона.

– Губернатором поставлены очень серьезные задачи в направлении взаимодействия науки с высшей школой. Сегодня мы обсуждаем возможность представить наши региональные научные наработки на выставочной площадке в Берлине.

По итогам круглого стола участники приняли проект резолюции, которая предусматривает несколько пунктов. Во-первых, необходимо обратиться  в минобрнауки РФ с предложением возобновить программу интеграции науки и образования с участием вузов и академических институтов. Во-вторых, участники круглого стола считают целесообразным в 2013-2014 годах  начать выполнение программы  социально-экономического развития  Приангарья и программу по развитию минерально-сырьевого комплекса, привлекая к этой деятельности научное сообщество. В-третьих, было предложено подготовить обращение в региональное правительство о финансовой поддержке тематических олимпиад школьников в Иркутской области. Участники также отметили необходимость внести в Заксобрание предложение о создании нормативно-правовых актов, регламентирующих льготное поступление  на бюджетные места  вузов Сибири и Дальнего Востока  для победителей региональных олимпиад.

В целом в Приангарье необходимо популяризировать науку. Жители региона, абитуриенты и студенты зачастую не знают о разработках, уникальных технических базах иркутских научных институтов,  достижениях и возможностях крупных промышленных предприятий, резюмировали участники круглого стола.

При поддержке пресс-службы Общественной палаты Иркутской области