«Аистенок» расширяет границы
Театр кукол часто становится первым после семьи социальным институтом, где ребенок получает азы эстетического и нравственного воспитания. Ведь родители интуитивно понимают, что проще объяснить общечеловеческие законы через образ куклы, который традиционно ассоциируется с детством и игрой.
Осознавая свою ответственность перед обществом, Иркутский областной театр «Аистенок» не просто ставит хорошие спектакли, благодаря которым его считают одним из лучших в России, но старается донести свое творчество для ребятишек незащищенных социальных категорий и отдаленных уголков региона.
– Любое общение ребенка с театром и творчеством закладывает в его подсознании определенный опыт в разных областях жизни, – считает директор театра кукол «Аистенок» Андрей Калиниченко.
– Потом через какое-то время он извлекает его, например, когда решает – какой поступок совершить. Ведь мы стараемся ему на эмоциональном уровне рассказать о добре и зле, о выборе, который каждый из нас делает в жизни. И у кого сердечко откликается на это, те уже не будут себя вести плохо, не потому что мама запретила, а осознано. Кроме того, просмотр любого спектакля – это творческий процесс, и дети быстрее увлекаются им, могут даже параллельно придумать свою историю.
Театр побуждает детей к собственному творчеству, ведь на его площадке уже много лет проходят два форума – детский фестиваль «Пасхальная радость» и областной фестиваль любительских театров кукол «Петрушкины каникулы», где ребята могут перенять азы мастерства у профессионалов.
– Каждый человек рождается с творческим потенциалом, и если ему обрубить эту способность при первой же ошибке, он замыкается и потом всю жизнь несет в себе этот комплекс, – считает главный режиссер театра кукол «Аистенок» Юрий Уткин. – Ребенок должен понять, что он – творец этого мира, в лучшем, созидательном смысле. У нас даже есть спектакль «Флюм-пам-пам» про маленького козленка, который изначально настроен на то, что у него есть предназначение.
В последнее время «Аистенок» все чаще обращается к теме детей с ограниченными возможностями, для которых и о которых в театре собираются в ближайшее время выпускать спектакли. По словам Юрия Уткина, сейчас идет работа над постановкой для слабовидящих детей. В самое ближайшее время здесь поставят спектакль, в котором поднимаются проблемы отношения общества к инвалидам.
– Более глубокое понимание миссии нашего театра сформировалось, когда вокруг нас стали появляться особенные люди, – рассказала заведующая литературной частью «Аистенка» Ирина Гладких. – На нас вышла организация родителей детей с ограниченными возможностями «Радуга», которая объединила семьи, где растут и развиваются дети с синдромом Дауна. Мы провели для них два праздника. Сейчас подали заявку на грант Союза театральных деятелей на постановку спектакля «Маланья – голова баранья». Это история про женщину Маланью, которая приютила двоих детей – сухорукого мальчика Егорушку и безногую девочку Живичку. Сейчас эта тема особенно актуальна в связи с «законом Димы Яковлева», ведь российские граждане не готовы принимать в семью детей с тяжелыми недугами. И чтобы воспитывать такое общество, мы готовим спектакль, где ребятишки, которых приняла добрая женщина, – не ущербные, а ее радость, свет и сила.
Другое направление, которое театр считает одним из важнейших, это гастроли по отдаленным территориям Приангарья в рамках губернаторской программы «Деятели культуры и искусства – жителям Иркутской области».
– У детей, которые живут в глубинке, возможность посмотреть живой театр ограничена. Тем и ценна эта программа, которая помогает нам добираться до них, – отметил Андрей Калиниченко. – Недавно театр вернулся из Казачинско-Ленского и Жигаловского районов и 23 апреля отправится в Усть-Илимский, где мы не были более 30 лет.
Не забывает коллектив и о необходимости формирования единого театрального пространства Сибири. В мае «Аистенок» отправится на III Международный фестиваль театров кукол «В гостях у «Арлекина». Оргкомитет пригласил для участия самую масштабную постановку – интерактивный спектакль для подростков, молодежи и взрослых зрителей с элементами молодежной субкультуры «Пристань алых грез».
– Мы долго сомневались, принимать ли участие в фестивале, ведь этот спектакль не выездной – его сложнейшие конструкции предусмотрены только для иркутской сцены, – пояснил Андрей Калиниченко. – Но мы решили, что коллективу очень важно и престижно побывать на одном из лучших кукольных фестивалей страны. Тем более что во время этой поездки мы сможем приобрести новый опыт, почерпнуть какие-то идеи. Жаль, правда, что у нас нет такого помещения, как у «Арлекина», где они могут одновременно проводить до 13 мероприятий, ведь «Аистенок» давно нуждается в театральной студии для детей.