Экобизнесу не хватает нормативной базы
Развитие экологического бизнеса в Иркутской области сопряжено с большими рисками. Но, тем не менее, в регионе находятся инвесторы, которые готовы развивать его.
Удел энтузиастов
Как рассказал председатель комитета по экономики администрации Иркутска Алексей Альмухамедов, в последние годы в городе и в области в целом стали появляться пусть и робкие, но попытки организации экологического бизнеса. Правда, пока они заключаются только в переработке мусора. Например, иркутская компания «Резинопол» нашла свою нишу в производстве резинополимерных покрытий из использованных автомобильных покрышек. Появились фирмы по переработке и металла, и пластика.
– Как правило, экологическую нишу занимает малый бизнес, деятельность которого охватывает небольшой локальный сегмент рынка, – отметил Алексей Альмухамедов. – Вообще, в развитии экологического бизнеса есть много нюансов. Один из них – создание постоянной ресурсной базы. Вспомните, раньше использованные автомобильные покрышки валялись везде, сегодня их стало гораздо меньше, потому что появилась компания, их перерабатывающая. Вполне возможно, что со временем у этой фирмы возникнут проблемы. Ведь транспортные компании, которые сейчас бесплатно отдают покрышки, могут в будущем просить за них деньги. Так что пока нет стабильной ресурсной базы, предпринимательство в этой сфере будет развиваться очень неустойчиво.
Кстати, подобная ситуация была в Кемерово, когда одна компания занялась переработкой автомобильного масла. Пока автосервисы его сдавали бесплатно, дела у фирмы шли хорошо. Но после того как продукт стал платным, переработчик просто обанкротился. По мнению Алексея Альмухамедова, предприниматели, работающие с отходами, должны быть защищены законом. Достаточно принять на региональном уровне нормативный акт о бесплатной сдаче того или иного отхода, как это позже сделали власти Кемерово.
Заместитель председателя некоммерческого партнерства предприятий, занятых в сфере обращения отходов, Сибири и Дальнего Востока Сергей Солдатов в свою очередь добавил, что развитию экологического бизнеса (в части переработки мусора) мешает отсутствие сортировки ТБО:
– У меня есть фирма в селе Карлук, которая собирает и сортирует твердые бытовые отходы. Компания на грани рентабельности, потому что постоянно сталкивается с проблемами. Нет даже системы сбора мусора. В городе с этим проще, так как управляющие компании сами заключают договоры на вывоз ТБО и включают оплату в платежные квитанции жителей. В сельских поселениях жители платят в добровольном порядке и, как правило, далеко не всегда. Но самое сложное – это сортировка, которая делает весь перерабатывающий бизнес просто нерентабельным. За 20 лет, как я занимаюсь бизнесом в этой сфере, многие фирмы приходили на рынок, чтобы перерабатывать пластик, и, проработав пару-тройку лет, покидали нишу, потому что невыгодно. Держатся только компании Вторчермета.
По грубым подсчетам, на сортировку мусора города Иркутска, который ежегодно производит до 1,5 млн кубометров отходов, потребуется около 300 млн рублей в год. Как отдельный вид бизнеса, сортировка неинтересна никому. Сегодня на всероссийском уровне обсуждается введение утилизационного сбора всех производителей товаров в стране. По словам Сергея Солдатова, часть этих средств можно было бы направить на сортировку ТБО. Еще один выход из проблемной ситуации – закладывать затраты в тарифы для населения.
– Но власти боятся так делать из-за недовольства населения, – отметил Сергей Солдатов. – Между прочим, в Германии жители вносят до 500 евро в год за сортировку мусора. Если они сами его сортируют, то ничего не платят. У нас тарифы даже на вывоз отходов очень низкие, я не думаю, что возникнет социальная напряженность, если в квитанции включить плату за сортировку. Другой вариант – выделение ежегодных дотаций из бюджета либо установка мусоросортировочных станций опять же за счет государства. Только тогда переработка отходов станет выгодна бизнесу.
Капитализация чистой воды
Зато есть большие перспективы у производителей экологически чистых продуктов на основе воды озера Байкал. И связаны они с предстоящим закрытием Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
– Пока работает БЦБК, выйти на рынок экопродуктов очень сложно, – считает иркутский предприниматель Роман Ищенко. – Проблема в том, что конкуренты, занимающиеся бизнесом в экологической нише, легко могут испортить любые начинания. Достаточно показать на фотографии трубы БЦБК на берегу Байкала. Этот риск – ключевой, и многие крупные международные компании в свое время именно из-за комбината не стали инвестировать в проекты Иркутской области. Теперь же принято решение о закрытии БЦБК, что послужит толчком к открытию производства продуктов на основе воды Байкала.
Роман Ищенко заявил, что
продавать за пределы региона воду Байкала выгодно лишь в том случае, если товар будет позиционироваться в сегменте премиум-класса. Иркутская область расположена далеко от основных потребителей на западе страны и Европы – транспортные расходы сделают нерентабельным тот продукт, который будет находиться в среднем или низшем ценовом сегменте.
А элитная ниша позволит сделать бизнес прибыльным. В качестве примера можно назвать компанию «Основа», разливающую байкальскую воду в селе Выдрино. Фирма заняла сегмент премиум-класса в Москве, продает свою продукцию в два раза дороже, чем аналогичные производители страны. Взять ту же популярную в столице воду «Архыз», 19-литровая бутыль которой стоит 270 рублей. У «Основы» она обойдется в 600 рублей.
– Сегодня проще начинать работу по капитализации бренда Байкала, потому что рынок созрел, – полагает Роман Ищенко. – По воде, конечно, конкуренция жесткая, тем не менее, можно попробовать.
Впрочем, капитализация бренда Байкала – глобальный проект, который один бизнес может и не потянуть. Чтобы выйти на федеральный (не говоря уже о мировом) рынок, нужны колоссальные средства и маркетинговые усилия. Именно поэтому многие успешные региональные предприниматели не стремятся на запад, довольствуясь местными рынками. Например, компания «Тайга-продукт», производящая БАДы на основе трав, заняла долю рынка, сильную в Иркутской области и в других регионах Сибири и Дальнего Востока. Однако выходить на европейскую часть России и тем более на зарубежного потребителя не рискует – слишком высокая конкуренция. К тому же, продукция для западного потребителя неизвестная. Необходимо потратить немало средств для того, чтобы показать эффективность применения активных добавок.
– Нужно создавать байкальский кластер, – призывает Роман Ищенко. – Аккумулировать для этого все возможные организационные ресурсы, привлекать все уровни власти, создавать ассоциации и некоммерческие партнерства бизнесменов. На основе воды Байкала можно делать детское питание, косметику, алкогольные и безалкогольные напитки, лекарственные препараты. А туризм должен не просто демонстрировать красоты Байкала, но и становиться маркетинговым инструментом, формирующим лояльных потребителей байкальской продукции. Допустим, приехали люди из Германии, попробовали нашу рыбу, ягоду, орехи, воду – вернулись в Германию, а там в соседнем доме маленький магазин экологических продуктов, где, в том числе, расположена стойка с байкальскими товарами.
Роман Ищенко также считает, что необходимо привлекать в партнеры крупные российские и зарубежные компании, специализирующиеся в соответствующих нишах. Это позволит ускорить процессы развития кластера и капитализации бренда Байкала. Но привлекать инвесторов нужно с тем условием, чтобы центральные офисы этих компаний находились в городе Иркутске, считает эксперт.