Нужен ли закон народным дружинам?
Внедрять повсеместно практику формирования народных дружин предложили участники круглого стола при Законодательном Собрании «Об участии граждан в охране общественного порядка».
Уже сейчас в регионе действуют 42 общественных объединения правоохранительной направленности, которые оказывают существенное влияние на снижение уличной преступности. В то же время в Иркутской области до сих пор нет нормативного акта, хоть как-то регламентирующего деятельность народных дружин.
Сейчас в Государственной думе рассматривается законопроект «Об участии граждан в охране общественного порядка», регионам необходимо внести в него свои поправки и замечания, потому что все предыдущие подобные законодательные инициативы отвергались нижней палатой российского парламента. Впрочем, и нынешний проект далек от идеала. Как сказал директор Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского Алексей Петров, эта сфера жизни сложна для осмысления.
– Государство не должно регламентировать каждый шаг граждан, по Конституции России мы все вольны поступать так, как не запрещено законом, – отметил Алексей Петров.
По его мнению, законопроект очень сырой и содержит порой абсурдные положения. Например, искать пропавших без вести людей могут только лица старше 18 лет. Почему авторы закона исключили из процесса социально активных подростков – непонятно. Алексей Петров в принципе удивлен формулировкой законопроекта – «граждане имеют право разыскивать людей»:
– А что, разве сейчас люди не имеют права это делать? Или, например, в проекте сказано, что можно создавать общественные объединения правоохранительной направленности без образования юридического лица, что тоже странно, так как граждане могут организовать благотворительный фонд, который будет иметь статус юридического лица.
Тем не менее, участники круглого стола все же склоняются к той мысли, что документ, регламентирующий деятельность подобных общественных движений, должен быть. И не обязательно ждать принятия федерального закона, можно разработать свой, региональный, как уже сделали в других 63 субъекта федерации.
Впрочем, уже сейчас
в Иркутской области создание народных дружин не редкость: в 16 муниципальных образованиях их более 40, общей численностью 361 человек. Также в Прибайкалье работают 42 общественных формирования правоохранительной направленности, в их деятельности заняты 763 человека. Помимо этого в охране общественного порядка принимают участие 262 казака.
Наибольшее развитие народные дружины получили в областном центре. Здесь активистам по охране общественного порядка за дежурство даже платят деньги, впрочем, суммы не настолько большие, чтобы наблюдалась очередь из желающих.
– В наших добровольных дружинах сейчас работает 40 человек, которые получают зарплату – 70 рублей в час, мы компенсируем дружинникам и получение травм, возникающих при столкновении с нарушителями. Всего на содержание дружин в 2012 году было потрачено 3,5 млн рублей, они обеспечены автомобилями, средствами связи, спутниковой навигацией ГЛОНАСС, – рассказала об опыте Иркутска заместитель мэра Юлия Ефимова.
Позиция мэрии такова, что острой необходимости в законе «Об участии граждан в охране общественного порядка» сейчас нет. Народные дружины могут спокойно работать и в рамках действующего законодательства. Единственное, что мешает, – отсутствие права задерживать нарушителя порядка и препровождать его в полицейский участок. Если такая норма будет введена, то это значительно упростит работу гражданских активистов. Впрочем, уже сейчас, по статистике, на тех мероприятиях, где присутствуют представители народных дружин, преступность идет на убыль.
Председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении ЗС Борис Алексеев, подводя итог дискуссии, попросил представителей муниципальных образований учесть опыт Иркутска по созданию народных дружин. И по его словам, все же необходимо рассмотреть возможность принятия областным парламентом регионального закона, регламентирующего участие граждан в охране общественного порядка.