26.04.2013 07:15
Теги
26.04.2013 07:15

Российским дорогам не хватает триллиона рублей

На ремонт и содержание

Со следующего года не менее 10% отчислений от акцизов на бензин и топливо будет направляться в местные бюджеты. Это позволит создавать муниципальные дорожные фонды, а значит, целенаправленно выделять средства на строительство и ремонт городских и сельских дорог.

Проблемы в дорожной отрасли и перспективы ее развития обсудили 23 апреля на научно-практической конференции «Дороги Сибири. Перспективы развития. Качество. Инновации». Заместитель руководителя Росавтодора Иннокентий Алафинов ознакомил собравшихся с ситуацией в России. По его словам, сегодня только 40% федеральных автодорог соответствуют нормативам, а в Забайкалье, Приангарье, на Дальнем Востоке и того меньше.

– Федеральную дорожную сеть планируется привести к нормативным показателям до 2018 года, – отметил Иннокентий Алафинов. – Думаю, это удастся сделать с помощью федерального дорожного фонда. Перспективы же региональных дорог не такие радужные. Принято решение о продлении федеральной программы развития транспортных систем до 2020 года. Соответствующий проект постановления находится в правительстве РФ. Согласно программе, регионам предстоит в ближайшие восемь лет в два раза увеличить объемы строительства и реконструкции дорог.

Иннокентий Алафинов заявил, что совокупный дефицит по нормативному ремонту и содержанию дорог в регионах оценивается в 800 млрд рублей. А если удвоить объемы дорожных работ, нехватка средств составит более 1 трлн рублей. Росавтодор обратился в Министерство финансов РФ с предложением вернуться к решению, которое было принято еще в 2010 году. Тогда шла речь о повышении акцизов на бензин четвертого-пятого класса на три рубля в течение трех лет. Эти средства можно направить в дорожный фонд и таким образом покрыть дефицит на 300 – 400 млрд рублей. Иннокентий Алафинов также призвал к поиску других ресурсов:

– Например, рассмотреть возможности привлечения средств из внебюджетных источников. В Росавтодоре создана рабочая группа по реализации нескольких дорожных проектов на принципах частно-государственного партнерства. Есть инвесторы, готовые вложить средства в реконструкцию автодороги Вилюй.

Депутат Государственной думы РФ Сергей Тен остановился на развитии дорожного хозяйства в субъектах РФ. По его словам, сегодня в России насчитывается более 500 тыс. км дорог регионального значения. Из них 63% находятся в ненормативном состоянии, а менее 1% рассчитаны на большегрузные машины, то есть могут принимать колесную нагрузку в 10 – 11,5 тонны.

– Перед каждым регионом стоят три основные задачи на ближайшие годы, – отметил Сергей Тен. – Это приведение сети автодорог в нормативное состояние, удвоение темпов строительства новых дорог и обеспечение сохранности существующей дорожной сети. Для этого и были созданы дорожные фонды, которые привлекут колоссальные средства исключительно на вышеуказанные цели.

Депутат подчеркнул, что сейчас перед властями стоит задача обеспечить целевое расходование средств из региональных дорожных фондов, поскольку зарегистрированы случаи трат не по назначению. Например, на приобретение дорожной техники, погашение кредитов, выданных из федерального бюджета, или же на благоустройство дворовых территорий.

– В ряде субъектов РФ ведется активная работа по разработке региональных нормативных документов и стандартов на проектирование, строительство и ремонт дорог, – добавил Сергей Тен. – Подобные шаги должны быть предприняты во всех регионах, поскольку они необходимы для создания базы по управлению дорогами, в том числе муниципального значения. 

Сергей Тен также рассказал об изменениях в федеральном законодательстве. В ближайшее время будет внесен законопроект по изменениям в Бюджетный кодекс РФ в части совершенствования норм, регулирующих деятельность дорожных фондов.

– Госдума одобрила поправки в федеральное законодательство в отношении муниципальных дорожных фондов, которые вступят в силу уже в 2014 году, – добавил депутат. – Предполагается направить в местные бюджеты не менее 10% отчислений от акцизов на бензин и топливо. Принят также федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Аукцион перестает быть приоритетом, заказчику теперь предоставляется право выбора формы торгов.

Заказчики работ по строительству и реконструкции дорожной сети поделились на конференции своими планами на 2013 год. Заместитель директора по эксплуатации ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации дорог Иркутской области» Александр Зорин заявил, что в текущем году будет выделено 1,1 млрд рублей на строительство и реконструкцию восьми участков региональных автодорог (более 40 км) и трех мостов(около 140 п. м).

– Планируемые объекты строительства и реконструкции – ранее начатые переходящие стройки по двум приоритетным направлениям развития опорной дорожной сети, – говорит Александр Зорин. – Это автодороги для развития северных районов: Таксимо – Бодайбо, Киренск – Небель, Тайшет –Чуна – Братск, и трассы для развития туризма на Байкале: Баяндай – Еланцы и Иркутск – Листвянка. 

Начальник ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Олег Шандрук сообщил, что с каждым годом увеличивается финансирование строительства и ремонта федеральных дорог, проходящих по территории Иркутской области. В 2013 году будет выделено более 6 млрд рублей, из них 2,5 млрд рублей пойдет на строительство новых дорог, 1,2 млрд – на капитальный ремонт, остальные средства будут направлены на проектные работы, содержание и текущий ремонт дорог. По словам Олега Шандрука, за два-три года планируется ликвидировать все гравийные разрывы на трассе М-53 «Байкал». По аварийным участкам автодороги М-55 проводятся проектные работы (по восстановлению путепровода на 96-ом км в районе поселка Култук и по реконструкции участка на 47–55-ом км). Главный инженер ФКУ Упрдор «Южный Байкал» Павел Фролов в свою очередь рассказал, что на 2013 год запланировано строительство 10,5 км федеральной трассы Култук – Монды и реконструкция моста через реку Малая Быстрая, продолжится возведение путепровода в Слюдянском районе. В этом году также начнутся инженерные изыскания по строительству обхода города Слюдянки.

В завершении конференции участники отметили необходимость разработки стратегии развитии и совершенствования сети автомобильных дорог Иркутской области (по аналогии со Стратегией транспортного развития РФ до 2030 года). По мнению Сергея Тена, этот базовый документ позволит выделить приоритетные направления, сформировать ориентиры и механизмы дорожной политики на долгосрочную перспективу.