26.04.2013 07:15
Рубрики
Культура
26.04.2013 07:15

«Гармония хаоса» Александра Аносова

Фотография, которую можно смело сравнить с лучшими образцами графического искусства, – уникальное явление. Еще реже сегодня встретишь снимки в бромосеребряной технике, отсылающей зрителя к заре фотоискусства. Все это – содержание работ иркутского фотохудожника Александра Аносова. Его выставка «Гармония хаоса» открылась в галерее областного художественного музея им. В.П. Сукачева.

– Работы Александра Аносова – подлинные произведения искусства, философия в фотографии, – считает искусствовед Тамара Драница. – У этого художника не рассыпается взгляд на обманчивое многообразие объектов. Я считаю, только большой мастер способен на такое творческое самоограничение. Автор в совершенстве освоил хитрости старорежимной, кондовой, мастерской фотографии на века. Признаюсь, что Александр Аносов очень близок мне своей драматической космологией, в которой существуют камни, вода и небо. Природа доминирует в его работах во всей стихийной самостийности.

На выставке 60 черно-белых снимков, напечатанных вручную в бромосеребряной технике. Работы представлены в достаточно большом временном охвате. Самая ранняя из них – «Мое окно» – впервые была экспонирована на Всесоюзном конкурсе в 1969 году. Она для автора стала настоящим талисманом. Другой не менее выразительный снимок – «Память» – был сделан в 1974 году. Но большинство фотографий Александр Аносов создал в 1990-х годах, в период большого творческого прорыва. Тогда появились две трети фотографий из его знаменитой французской выставки, которая состоялась в 1994 году.  

«На основе простой фотопленки Александр Аносов показывает обновление и возрождение того, что изменяет Вселенную, объединяет дерево и камень, эфемерность облаков в молчании огромных пространств; взаимодействие сил, которые появляются из хаоса и создают жизнь», – писал в 1997 году искусствовед Кристиан Ноорберген для парижского издания «Мировая панорама».

– Я, конечно, как профессионал тоже применяю компьютер и цветную пленку уже десятки лет, но как художник работаю только в бромосеребряной технике, – рассказал автор выставки. – Вы спросите почему? В 1435 году вышел первый трактат по живописи Леона Баттиста Альберти, где он написал, что цвет очень приятен глазу, но черно-белое изображение выше всего. Это было задолго до изобретения фотографии. А примерно 100 лет назад французский академик Поль Валери сказал, что хороший график – это всегда хороший колорист. Почему черно-белое изображение глубже и сильнее, чем цвет – твердой формулировки так и нет. Но это, тем не менее, факт. Недаром лучшие фильмы мирового кинематографа тоже черно-белые, ведь невозможно снять «Андрея Рублева» Тарковского в цвете.

Выбирая природу главной моделью для своих снимков, автор руководствуется прежде всего интуицией.

– Работать в искусстве можно только спонтанно, – считает Александр Аносов. – Нужно все знать, но когда ты начинаешь работать – выкидывать это из головы. Когда я снимаю, я даже не замечаю фотоаппарата, оставаясь один на один с природой. Причем делать кадр нужно не медля ни секунды, иначе уйдет резонанс. Если ты уловил момент, то даже на пустом месте можешь получить очень глубокие работы. На моих фото «Безмолвие» и «Пространство молчания», по сути, ничего не изображено. Но, тем не менее, первая работа пользуется неизменным успехом у зрителей независимо от пола, возраста, социального положения и национальности, а вторая – ценима художниками. 

Коллеги и искусствоведы действительно очень высоко оценивают мастерство Александра Аносова, особо отмечая лаконичность формы, света и названий его произведений.

– Природа Аносова – не бесстрастный объект, а исполненный непостижимого смысла живой космологический субъект, – отметила Тамара Драница. – Каким образом Александр Аносов переводит самодостаточный абсолют природы в живые символы вечности и красоты – для меня загадка.

Выставка «Гармония хаоса» продлится до 19 мая.