26.04.2013 07:15
Рубрики
Культура
Теги
26.04.2013 07:15

ДТП с ангелом

Произошло на дипломном спектакле в Иркутском театральном училище

Поможете ли вы незнакомцу, которого сбил на шоссе автомобиль? Скроетесь ли с места преступления, если сами совершите наезд? На эти вопросы, особенно актуальные в век очерствения душ, пытаются ответить студенты Иркутского театрального училища в своем дипломном спектакле «Дорога вниз».

Современную пьесу драматурга Олега Богаева с ребятами поставил руководитель курса режиссер Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Геннадий Гущин.

– Это автор из направления так называемой новой драмы, в числе которых Курочкин, Пресняковы, наш Ваня Вырыпаев, – пояснил перед спектаклем Геннадий Гущин. – Так сложилось, что эта молодая драматургия в нашем городе не очень-то востребована, более того, подобные пьесы подвергаются в Иркутске некой обструкции. Мы решили узнать – почему? Кстати, пьеса при первом прочтении вызвала у меня отторжение, однако когда мы стали работать с материалом, то увидели, что это автор с определенным взглядом на мир, где-то злым, даже циничным, но сердцем болеющий за то, что его окружает.

За полтора часа студенты воплотили множество разных образов в 16 сценах наезда на некоего прохожего, который в итоге оказался ангелом. Его роль в постановке исполнила Любовь Гунькова. Кстати, именно калейдоскоп различных человеческих типов, выписанных в пьесе, был еще одним плюсом в пользу выбора данной пьесы для дипломной работы.

Действие спектакля происходит ночью на заброшенной закрытой дороге, в конце которой обрыв – пять лет назад мост, находящийся за последним поворотом, смыло горной рекой. Первое время шоссе было перекрыто шлагбаумом, существовала даже табличка «Проезд запрещен», но через некоторое время все это и даже знак «кирпич» бесследно пропали.

На сцене автомобили имитируют тележки из супермаркетов, с помощью которых персонажи совершают наезд на ангела. В спектакле его образ решен в пластическом ключе с элементами пантомимы – это трогательный белокурый грустный мим с белым шариком. В этом образе Любовь Гунькова смогла продемонстрировать, чему научилась на недавнем мастер-классе известного российского мима Валерия Шевченко. Более же масштабные пластические этюды в спектакле ставил хореограф школы современного танца «Шаги» Владимир Лопаев.

По сюжету ангел становится последней проверкой на человечность и сострадание в жизни людей, проезжающих по этой дороге. Но ее не проходит никто из множества персонажей – ни беременная женщина, ни порядочная семейная пара с детьми, ни молодожены, ни врачи скорой помощи, ни представители искусства, ни депутат, который собственными руками добивает человека, испортившего ему машину. А ограбившие банк заключенные оказываются в спектакле более человечными, чем сотрудники полиции. «Исполнять закон – наша работа, а закон – это песня для сливного бачка, без воды он не работает, а вода – это мы», – говорит сотрудник правоохранительных органов, бросая израненное тело потерпевшего на дороге. И только старички в последнем этюде решают помочь ангелу и отвезти его в больницу, но сделать им это мешает склероз, отойдя от пострадавшего к машине за пледом, они забывают не только зачем пошли, но и куда поехали.

«Люди – это пустая затея. Хотя… Две тысячи лет назад на этой дороге вообще никто из них не остановился… А скажите, как люди милы, наивны! Едут куда-то, спешат… А там, вон за тем поворотом дороги, их всех ожидает сюрприз», – резюмирует в финале дьявол. И только Бог, образ которого в постановке был заменен на Деву Марию, оборвал его: «Мы продолжим. Ступайте на место», до последнего не теряя веру в человечество.