26.04.2013 07:15
Рубрики
Мнение
Теги
26.04.2013 07:15

Системный сбой

В прокуратуре обсудили недочеты в профилактике детского неблагополучия

Усиление координирующей функции комиссий по делам несовершеннолетних, создание локальной информационной сети для взаимодействия различных субъектов профилактики семейного неблагополучия – эти и другие меры нужно предпринять для улучшения ситуации по защите прав детей в Приангарье.

Этой теме был посвящен межведомственный семинар в прокуратуре Иркутской области. Сотрудники правоохранительных органов, представители правительства региона, КДН, детский омбудсмен пришли к единому мнению, что сейчас система профилактики недостаточно эффективна, о чем в первую очередь свидетельствует большое число выявленных фактов жестокого обращения с детьми.

Приангарье в лидерах по детским суицидам

Маленькую девочку Любу бьет пьяная мать. Малышка, спасаясь от рукоприкладства, убегает из своего жилища у железнодорожного переезда. В зарослях малины у нее спрятаны куклы и старый плюшевый медведь. Девочка ломает и ударяет игрушки, ругается, изображает с ними сцены домашних пьянок, свиданий мамы с собутыльниками, в общем, копирует поведение взрослых. Когда же она слышит требования родительницы вернуться домой, Люба бросается с высокого обрыва в реку с криком: «Я сюда больше никогда не вернусь!». Так и называется эта короткометражка, снятая в 1990 году. Сюжет этого фильма Ролана Быкова, показанного в начале работы межведомственного семинара, увы, стал практически обыденной картиной дня сегодняшнего.

– Этот, прямо скажем, шокирующий фильм о повседневности – о родителях и детях, насилии и невежестве, снятый более 20 лет назад, заставляет нас задать вопрос – а произошли ли с тех пор кардинальные изменения на нашей территории? Но, к великому сожалению, проводимые органами прокуратуры проверки исполнения законов о несовершеннолетних показывают, что острота и масштаб наиболее значимых проблем детства в нашей области не снижаются. А это свидетельствует о существенных просчетах в организации работы отдельных органов системы профилактики и отсутствии качественного взаимодействия между ними, – заявил прокурор Иркутской области Игорь Мельников.

Обозначая многочисленные проблемы детства, прокурор подчеркнул, что в регионе не удается сократить численность социальных сирот. Ухудшается здоровье детей. Детский алкоголизм плавно трансформировался в массовое употребление подростками пива и других алкогольных напитков. Реализация права на труд и вопросы занятости несовершеннолетних, организации их досуга не выдерживают критики. Не во всех детских учреждениях созданы условия для безопасного учебного и воспитательного процесса. Бедность в неблагополучных семьях затрудняет огромному числу детей доступ к базовым социальным услугам и развитию. Острой социальной проблемой являются насилие по отношению к детям, детская безнадзорность. Особую тревогу вызывает криминальная активность подростков и большой процент совершаемых ими самоубийств.

– По уровню самоубийств среди подростков, Россия находится на первом месте в мире. В то же время в докладе уполномоченного по делам ребенка в РФ Павла Астахова говорится, что Иркутская область отнесена к числу одних из самых неблагополучных субъектов по количеству детских смертей. Если за весь прошлый год у нас было 18 суицидов, то всего за три месяца текущего года – уже девять. И эти страшные цифры предоставлены еще без учета случаев попыток к самоубийству. При этом анализ показывает, что более 40% детей, лишивших себя жизни, – из благополучных семей. Это свидетельствует о снижении роли семьи в становлении полноценной и здоровой личности ребенка, – говорит начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Иркутской области Ольга Кошкарова.

Растет младенческая смертность

Анализ практики прокурорского надзора также показывает, что ситуация с насилием против детей остается нестабильной. Ежегодно потерпевшими по уголовным делам становятся тысячи детей.

Так, если за 2011 год в прокуратуру области поступило 292 сообщения о фактах, свидетельствующих о жестоком обращении с детьми со стороны их родителей либо иных законных представителей, а также со стороны сожителей родителей несовершеннолетних, то в 2012 году было уже более 400 сообщений о чрезвычайных происшествиях с детьми. Наибольшее число фактов жесткого обращения регистрируется в Ангарске, Братске, Тулуне, Усолье-Сибирском, Усть-Илимске, Черемхово.

И особо настораживает всплеск сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, в том числе со стороны отцов, родственников, иных лиц, проживающих в одной семье с ребенком. 

– Вместе с тем, несмотря на значительный объем такой информации, поступающей в органы прокуратуры, это не отражает всей картины с насилием в семьях. Приведу такой пример. Прокуратурой Ленинского района Иркутска установлено, что отец на протяжении семи лет жестоко обращался со своими несовершеннолетними детьми, избивал их, выдирал волосы, заставлял стоять длительное время в одной позе, на скорость съедать горячий суп. При этом педагоги образовательного учреждения, видя на теле и лице детей кровоподтеки и ссадины, ограничивались лишь беседами с матерью несовершеннолетних, никому не сообщая о данных фактах. А мать, боясь супруга, говорила, что все решит мирно. Молчали соседи, не знал об этом участковый уполномоченный и т.д. При таком всеобщем молчании семья, естественно, в поле зрения органов профилактики не попала. Возникает два вопроса – какой след в психике детей оставило подобное отношение в семье и сколько у нас еще таких семей, где просто издеваются над детьми? – продолжила Ольга Кошкарова.

Результаты прокурорских проверок показывают, что органы системы профилактики часто несвоевременно выявляют факты семейного неблагополучия. В их работе выявляются многочисленные нарушения.

Иллюстрируя эти выводы, Ольга Кошкарова рассказала о случае в Усть-Удинском районе. Там мать семерых детей была лишена родительских прав, а отец ограничен в правах. Позднее это ограничение было снято, детей возвратили к отцу. Однако своими обязанностями он пренебрегал и пил. В итоге один из его малолетних сыновей утонул. Как показала проверка, ни инспектор подразделения по делам несовершеннолетних, ни участковый уполномоченный полиции, ни территориальное управление министерства социального развития работы по преодолению семейного неблагополучия не проводили. Лишь иногда семья посещалась по месту жительства специалистами администрации сельского поселения.

Рассматривалась на встрече и проблема младенческой смертности. Ее уровень в Иркутской области выше показателей в целом по России. По информации заместителя председателя правительства региона Валентины Вобликовой в первом квартале 2013 года в Прибайкалье умер 101 ребенок в возрасте до одного года. И основная причина тому – недогляд со стороны взрослых, оставление малышей в опасности, жестокое обращение.

– Эти страшные цифры будут оставаться такими до той поры, пока между различными ведомствами не наладится должное взаимодействие. Пока же результаты, увы, не радуют. Нередко службы, ответственные за профилактику семейного неблагополучия работают формально. Нужно нам сообща прийти к решению проблемы. Основной упор необходимо делать на профилактику, работу с семьей. Создание службы социальных участковых, должно способствовать улучшению ситуации, – уверена Валентина Вобликова.

Критика в адрес КДН

В адрес субъектов профилактики на семинаре звучало немало критических замечаний. Так, прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Оксана Чикичева сказала о том, что в комиссиях по делам несовершеннолетних не уделяется должного внимания ухудшению криминогенной ситуации. Рост подростковой преступности в КДН не анализируется. В разработках соответствующих профилактических программ на местах они не участвуют. Планы работы в комиссиях дублируются из года в год, очень часто члены КДН ограничиваются пассивным заслушиванием отчетов. Также не раз на встрече подчеркивалось, что в этом органе, призванном координировать действия всех служб, ответственных за работу с семьями, порой просто нет достаточного объема информации о семьях. Одна из самых негативных в этом плане территорий – Братский район. О различных ЧП, произошедших там, было приведено немало примеров. Недавняя трагедия со смертью двух малолетних братьев из села Большеокинское, чья мать в свое время лишалась законных прав – лишнее тому подтверждение.

На семинаре прозвучало несколько предложений по улучшению ситуации. Так, по словам замминистра социального развития, опеки и попечительства Татьяны Плетан, сейчас в правительстве региона рассматривается принятие программы «Дети Приангарья», которая может снять с повестки дня некоторые острые вопросы. В программу предлагается включить и мероприятия по созданию локальной сети, необходимой для информационного сообщения между различными субъектами профилактики. Также следует менять принцип формирования банка данных неблагополучных семей, где подчас отображена лишь формальная информация, что затрудняет работу с семьей. Еще одна важная задача – усиление координирующей функции комиссий по делам несовершеннолетних. Пока у КДН достаточно размытый правовой статус на уровне федерации, но в некоторых регионах принимаются свои законодательные акты, регламентирующие деятельность комиссий. Прибайкалье тоже может пойти по этому пути. Разработанный недавно порядок взаимодействия различных профилактических служб с КДН – первый шаг в этом направлении. Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова предложила создать механизм по работе с разными категориями семей, поскольку беспокоит рост числа чрезвычайных ситуаций с детьми, растущими, казалось бы, в благополучных условиях.

В свою очередь представители прокуратуры считают, что различные ведомства должны чаще проводить совместные проверки соблюдения прав несовершеннолетних, разрабатывать муниципальные профилактические программы, и самое главное – каждой службе и каждому работнику нужно добросовестно и компетентно исполнять свои обязанности.