Перед товарным знаком все равны
В рамках ежегодной региональной выставки «Сибпродовольствие» традиционно проводятся круглые столы, где товаропроизводители, представители торговых организаций и органов власти обсуждают актуальные вопросы сотрудничества. В этом году такое мероприятие состоялось под эгидой министерства сельского хозяйства, активное участие в нем приняли представители антимонопольной службы и Роспотребнадзора.
Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Валентина Заморина не только участвовала в дискуссии, посвященной теме взаимоотношений поставщиков продовольствия с торговым бизнесом, но и выступила с докладом о мониторинге торговых сетей, работающих на территории региона. В нем было отмечено, что в областном центре нарушений в договорах между сетевиками и поставщиками продовольственных товаров практически нет. А вот в таких городах, как Тайшет, Тулун, Шелехов, Ангарск они имеют место. Например, нарушается запрет на оптовые поставки по договорам комиссии, включаются в договоры дополнительные требования об услугах и маркетинге. Иногда для отдельных сетей производители превышают размеры скидок, особенно в отношении социально значимых товаров. По всем выявленным нарушениям Иркутским УФАС возбуждены дела. Отрадно, что улучшения на рынке продовольствия заметили и сами игроки. Выступления товаропроизводителей почти не содержали претензий по вопросу о доступе товаров в торговые сети.
Одним из обсуждаемых вопросов, вызвавших дискуссию, стала разработка и продвижение товарного знака для местных поставщиков. Предложение внедрить такой знак поступило от Союза предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. С докладом о данных стратегических перспективах выступила министр сельского хозяйства Иркутской области Ирина Бондаренко. По мнению руководителя регионального УФАС, поддерживая местных сельхозтоваропроизводителей, нельзя деформировать здоровые конкурентные отношения на рынке продовольствия. Недопустимо, чтобы содействие получали лишь те предприятия и хозяйственники, которые станут использовать будущий товарный знак. Это ограничивает свободную состязательность и несет в себе признаки соглашения между органами власти и «обозначенными» избранниками. Товаропроизводители сами должны оценить выгоды приобретения «патриотичной» торговой марки. Власть же полномочна оказывать содействие в подготовке документов на регистрацию такого товарного знака, в информационно-разъяснительной работе для населения, в проведении совещаний по продвижению товарного знака с участием предприятий агропромышленного комплекса.