Уполномоченный просит прокурора защитить права граждан, переселяемых из зоны затопления Богучанской ГЭС
Уполномоченный по правам человека Валерий Лукин обратился к прокурору Иркутской области Игорю Мельникову по ситуации с переселением граждан из поселков Кеуль и Невон Усть-Илимского района, расположенных в зоне затопления Богучанской ГЭС. В обращении отмечается, что до настоящего времени удалось решить лишь часть вопросов.
По-прежнему нерешенной остается проблема неопределенности процесса переселения для части граждан, которые длительное время проживали в этих поселках, однако по Закону области «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению» не имеют права на меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения. Вопрос о том, куда эти граждане должны переселяться и на какие средства остается открытым. Одни из них состоят в очереди на улучшение жилищных условий с целью получения жилых помещений по договору социального найма, другие – не подавали таких заявлений. Некоторые из них надеялись на решение их жилищного вопроса в процессе переселения жителей этих поселков. Но при принятии Закона интересы этих граждан не были учтены.
В официальных письмах и комментариях положений Закона области отмечается, что предусмотренные им меры не установлены федеральным законодательство
Граждане, проживающие в поселках, которые неизбежно будут затоплены, лишаются своего места жительства. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Поэтому, решая вопрос о переселении граждан из этих населенных пунктов, следует принимать меры по обеспечению жилищных прав всех граждан, интересы которых ущемляются в связи с вынужденной потерей их места жительства.
Должностные лица Правительства Иркутской области нередко ссылаются на то, что Закон области регулирует дополнительные меры поддержки. Однако по вопросу организации переселения граждан из зоны затопления на территории Иркутской области действует единственный Закон области, поэтому он долженрегулировать все аспекты, связанные с переселением граждан. Это подтверждается и позицией Министерства регионального развития России, изложенной в письме в адрес Уполномоченного. В нем указывается, что государственным заказчиками по подготовке зоны затопления Богучанской ГЭС к наполнению до отметки нормального подпорного уровня 208,0 метров являются правительства Красноярского края и Иркутской области на соответствующих территориях регионов. Эта позиция Правительством Иркутской области в установленном порядке не оспорена. Из этого следует, что Правительство Иркутской области, как государственный заказчик по подготовке зоны затопления Богучанской ГЭС на территории Иркутской области, отвечает за решение всех вопросов, связанных с переселением граждан. То есть вопросы переселения граждан должны быть урегулированы в полном объеме, а не выборочно в отношении отдельных категорий граждан.
По мнению Уполномоченного, следует вносить изменения в Закон области и в части исключения такого условия предоставления мер поддержки, как регистрация по месту жительства. В соответствии с Конституцией и российским законодательство
В подтверждение своей позиции Уполномоченный ссылается на ряд определений Верховного Суда и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации и просит принять меры прокурорского реагирования в защиту нарушенных прав граждан.
Уполномоченный отмечает, что в его обращении к прокурору поставлены лишь часть проблемных вопросов, связанных с переселением граждан из зоны затопления Богучанской ГЭС. По мнение Валерия Лукина, промедление с их решением неизбежно вызовет рост недовольства граждан и еще большее социальное напряжение вокруг процесса переселения, а также может привести к срыву установленного графика работ по переселению граждан из зоны затопления.