Жить в гармонии со своей душой
Творческий юбилейный вечер Любови Мониной, прошедший в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева, стал поводом для интервью с талантливой певицей и замечательным педагогом.
– Любовь Анатольевна, ваш певческий талант – это унаследованный дар, или надо вспомнить добрым словом учителей? Когда вообще вы начали петь?
– Мне было три года, когда я спела перед зрителями на новогоднем празднике песенку «Мы матрешеньки, все круглешеньки…» Можно считать, что это было мое первое концертное выступление. Со второго класса пела в спектаклях детского драматического театра города Балхаш в Казахстане. Там я очень успешно занималась во дворце искусств, обучаясь игре на двух инструментах – фортепиано и виолончели.
Затем наша семья переехала в Якутию, где мне повезло с талантливыми школьными учителями: пела в больших концертах, мои выступления транслировали по радио.
Родители мои тоже пели очень хорошо. Этот дар передался и моей дочери. (Кстати, Любовь Анатольевна не раз выходила на сцену вместе с дочерью Анастасией. На творческом вечере они исполнили дуэт Татьяны и Ольги из «Евгения Онегина». – Авт.)
– Слушая, как вы исполняете сцену из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин», где Татьяна пишет письмо-признание в любви, испытываешь необъяснимое чувство. Ваш чарующий голос звенит, словно серебряные колокольчики, так и хочется лететь за этими звуками. Об этом красиво говорили на вашем творческом вечере маэстро Владимир Соколов и поэт Владимир Скиф.
– Я рада вашим впечатлениям. Именно эта опера положила начало моей активной концертной деятельности, а заслуженный работник культуры РФ Татьяна Лесовая, руководившая постановкой, сопровождает почти все мои выступления.
– 35 лет вы выступаете с концертами и немногим меньше занимаетесь педагогической деятельностью на кафедре музыкального образования ВСГАО. Среди ваших учеников лауреаты престижных всероссийских и региональных конкурсов Лилия Седлецкая, Юлия Мазан, Максим Намоконов и многие другие. Концертные выступления и работа со студентами – это ведь очень большая нагрузка для голоса…
– Это действительно сложно. Поющий педагог не должен иметь более четырех учеников. Но это, как говорится, в идеале. Я отдаюсь своей работе со студентами с полной отдачей: оттачиваю методику, нахожу наиболее короткие пути в развитии голоса, воспитываю и даже трудоустраиваю многих учеников, переживаю за то, как сложится их судьба.
– Талантливых людей особенно часто преследуют сплетни, зависть… Вы сталкивались с этим на своем творческом пути?
– Да, это мешает жить, работать. Меня этот прессинг сопровождает всю профессиональную жизнь. Кто-то усердно ссорит меня с моими выпускниками, кто-то препятствует карьере, кто-то боится соперничества, хотя во мне этого стремления нет. Надо стараться пропускать такие моменты мимо себя, жить в гармонии со своей душой. Рано или поздно жизнь все расставляет по своим местам.
– Что вас больше всего беспокоит в современном музыкальном образовании?
– То, что с каждым годом о студентах думают все меньше. Давят педагогов прессингом бумаг, сокращают талантливых преподавателей в связи с возрастом, без учета их физических и творческих возможностей. Очень много несуразиц, спускаемых «сверху», когда формальные показатели становятся важнее качества подготовки.
– На юбилеях принято говорить об исполнении желаний. Вам было адресовано много добрых слов от ваших коллег-педагогов, музыкантов из Театра Пилигримов, солисткой которого вы являетесь вот уже 13 лет, от выпускников и студентов, от деятелей культуры. О чем вы сами мечтаете?
– О самом простом, земном – о здоровье и счастье детей.