В Иркутске стартует «Байкальская пресса – 2013»
В тринадцатый раз с 22 по 24 мая в Иркутске пройдет областной фестиваль журналистского мастерства «Байкальская пресса». Его организаторами выступают правительство Иркутской области и Иркутская областная организация Союз журналистов России. В этом году для участия в 11 номинациях было подано 178 заявок, это более 600 работ.
Фестиваль откроется пленарным заседанием «Новые медиа и социальные коммуникации. Будущее рынка СМИ». В числе других главных мероприятий Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная проблемам и перспективам развития региональных и местных СМИ; мастер-классы с мэтрами российской журналистики; церемония награждения победителей конкурса «Лучший журналист Иркутской области». Поделиться своим опытом с коллегами из Приангарья приедут телеведущий Александр Любимов, известный по программам «Взгляд», «Сенат» и телепроекту «Имя Россия»; политический обозреватель «Радио России» Николай Мамулашвили; композитор, актер, сценарист и телеведущий Сергей Шустицкий; магистр мультимедиа журналистики Оксана Силантьева; медиа-аналитик, колумнист изданий Slon.ru, Forbes.ru, «Частный корреспондент» и других Андрей Мирошниченко; дизайнер, основатель и руководитель студии «Паровоз» Федор Шумилов.
Также в рамках «Байкальской прессы» состоится традиционная встреча губернатора Иркутской области с медиа сообществом. Журналисты напрямую смогут задать свои вопросы главе региона.
Впервые в этом году мастер-классы пройдут на поезде «Кругобайкальский экспресс».
О том, как возникла эта идея, рассказал Сергей Медведев, директор ОГАУ «Издательский центр» – оператор фестиваля «Байкальская пресса»:
– В прошлом году в качестве гостя я был на медиафоруме в Красноярске. Все его участники проживали в палаточном лагере. Мастер-классы и неформальное общение проходили на свежем воздухе. По возвращении я задумался, а почему бы наш фестиваль журналистского мастерства не провести на Байкале, и предложил эту идею оргкомитету «Байкальской прессы». Надеемся, что она понравится и всем участникам фестиваля. Красивая природа, энергетика Байкала и дух романтизма будут способствовать плодотворному общению наших коллег.
Еще одним нововведением стало увеличение мастер-классов и разделение их по специализации. Как отметил Сергей Медведев, организаторы пошли на такой шаг принципиально:
– Хотелось, чтобы на «Байкальскую прессу» приехали не только звезды отечественной журналистики, но и те, кто занимается практическим воплощением новых направлений в журналистике. Одна из них Оксана Силантьева, первый магистр мультимедиажурналистики в России. У нее большой опыт по созданию мультимедийной редакции.
– Мультимедийная журналистика – определенный способ представления журналистского материала. Это медиапродукт, который посвящен одной теме и сочетает в себе несколько форматов – фото, видео, текст, инфографика, интерактив. Комбинации форматов могут быть разные, но у этого материала всегда есть общий смысл, цель, тема, идея, проблема, – поясняет магистр. – Мультимедийная журналистика в этом понимании встает в один ряд с телевизионнной, радио, газетной журналистикой. Это другой способ подачи информации, другой способ творческого мышления. Как телевизионщик отличается повышенной чувствительностью к хорошему кадру и движению, как радийщик улавливает «правильные» звуки и полутона интершума, как «текстовик» владеет печатным словом, так мультимедийщик отличается умением комбинировать.
Одна из главных тем, которая поднимается на каждом фестивале в последние годы, связана с судьбой печатных СМИ. В то время как тиражи у газет падают, аудитория у интернета только возрастает. Особенно остро на эту тему реагируют редакторы и журналисты районных газет.
– Для глубинки газета – это все! На страницах «районки» спрессованы факты и события нашей жизни, со всеми победами и невзгодами, газетные строки хранят истории о человеческих судьбах, – признается Геннадий Каркушко, редактор двух газет – «Черемховские новости» и «Мое село. Край Черемховский».
В прошлом году ему был присужден знак «Золотое перо» как лучшему журналисту районных СМИ.
– В Японии, например, наоборот возвращаются к чтению газет – это стало модно. На сегодняшний день тиражи газет составляют 7–8 млн экземпляров. Надеюсь, и в нашей стране пресса через какое-то время будет также востребована. Запах типографской краски не заменит ни один планшет. Вместе с тем мы понимаем, что надо идти в ногу со временем, поэтому работаем над созданием своего сайта, – сказал Геннадий Каркушко.
Интерес к «Байкальской прессе» растет с каждым годом, причем не только у журналистов Приангарья. Организаторы фестиваля всерьез обсуждают вариант географического расширения границ медиафорума.
– К нам готовы приехать коллеги из других регионов, в нашем стремлении нас готовы поддержать и в Союзе журналистов России, и в Ассоциации региональных газет. Мы могли бы провести фестиваль СМИ на Байкале в масштабе даже большем, чем на Кубани. Но для реализации проекта нужно активное участие правительства области, стабильность власти. Надеемся на то, что все это будет, – отметил Александр Гимельштейн, председатель Иркутской областной организации Союза журналистов России.
Ежегодная организация и проведение «Байкальской прессы» становятся возможными благодаря помощи спонсоров и партнеров. В этом году поддержку фестивалю оказывают: РЖД, Газпром добыча Иркутск, Байкальский банк Сбербанка России, Иркутская нефтяная компания, Байкалфарм, МТС, Лензолото, ВЧНГ, ГК «Фортуна», Байкальская пассажирская пригородная компания.