Закат «бумажной эпохи» по Евгению Гришковцу
В Иркутск «попрощаться с бумагой» приехал драматург, режиссер и актер Евгений Гришковец. Два дня при полном аншлаге в драмтеатре автор в свойственной только ему манере вел несуетный разговор о закате «бумажной эпохи» и о тех предметах и понятиях, которые вместе с ней навсегда исчезнут из нашей жизни.
«Бумага – носитель наших почерков и прикосновений – уходит, – констатирует факт артист. – А что взамен? Буквы ни в чем не виноваты, но почему же из них складываются такие ужасные слова, которые читают женщины и дети. Раньше было: «что написано пером, то не вырубишь топором». А теперь, наоборот: сказанное слово более ответственно, потому что у него есть лицо, которое его произносит».
Зрители, как обычно, отвечали ему – то молчаливым согласием, то бурными аплодисментами, то искренним смехом. Так в Иркутске прошла премьера нового спектакля «Прощание с бумагой», который Евгений Гришковец представил после двухлетнего гастрольного перерыва.
Спектакль открывает архангелогородская народная песня «Лодочка-поморочка», которую исполняет дочь Евгения – Наталья Гришковец, о чем автор не преминул похвастаться зрителям.
В релизе «Прощания с бумагой» Евгений Гришковец пишет, что это постановка-сообщение, где будет простое перечисление того, что уходит из нашей повседневной жизни навсегда, или напоминание о том, что уже исчезло, но мы этого даже не заметили. На самом деле «Прощание с бумагой» – гораздо больше, чем плач по уходящей натуре. Ведь драматург, по сути, говорит в нем о конечности человеческой жизни и о том, как вместе с простыми предметами порой уходят наши чувства и душевные качества. И оказывается, что эти простые вещи, как якоря, удерживали в акватории нашей жизни то, что было дорого и важно для целых поколений.
– Есть два очень сильных слова в русском языке – «навсегда» и «никогда», – начал свой спектакль Евгений Гришковец. – При этом первое слово всегда обнадеживающее, приятное, а второе – неприятное, тревожное. Но удивительно, как их значение может поменяться во фразе. Например, они встретились, чтобы не расставаться никогда. Или – они расстались навсегда. Эти слова такие всеобъемлющие, что содержат в себе бесконечность.
В спектакле Евгений Гришковец словно открывает для зрителей некую символическую книгу воспоминаний, то зачитывая ее на любимой странице, то любовно перебирая забытые в ней листочки, то внезапно обнаружив в ней засушенный цветок, вдруг позволяет ему рассыпаться в прах.
– С нами каждый день проходят большие и малые «никогда» и «навсегда», и мы еще этому радуемся, – говорит драматург в своем монологе. – С какого-то момента жизнь начинает состоять из одних расставаний.
Постепенно Евгений Гришковец подбирается к теме бумаги. Сначала он говорит, что слова «умирают», «замерзая» в словарях. Потом перечисляет те слова, которые уходят вместе с предметами: курьерский поезд, клякса, телеграмма. Далее идут вещи, которыми буквально завален письменный стол: чертеж, записка, печатная машинка, тубус, книги…
Декорации почти всегда носят в спектаклях автора сугубо прикладной характер. Не исключение и пять дверей на сцене, которые, открываясь, обнаруживают за собой то рощу берез, кора которых стала первой бумагой для россиян, то кипу бумаг, то почтовые ящики, то тревожную пустоту. Над сценографией спектакля работала Лариса Ломакина, ранее сотрудничавшая с Гришковцом над спектаклями «Планета», «По» и «+1». Касаясь клавиш ноутбука, Евгений Гришковец говорит о том, сколько прекрасного было написано на бумаге и сколько гадостей – на клавиатуре в интернете.
– Бумага – носитель наших почерков и прикосновений – уходит, – констатирует факт артист. – А что взамен? Буквы ни в чем не виноваты, но почему же из них складываются такие ужасные слова, которые читают женщины и дети. Раньше было: «что написано пером, то не вырубишь топором». А теперь наоборот: сказанное слово более ответственно, потому что у него есть лицо, которое его произносит.
Спектакль «Прощание с бумагой» состоит из множества образов и деталей, которые, как пазл, к концу повествования складываются в единую картину. Однако в этой новой картине совсем нет лишних подробностей. Это свидетельствует о том, что Евгений Гришковец вырос как драматург. И, пожалуй, впервые за этой картиной ощутимо и осязаемо стоит нечто гораздо большее, чем прощание с бумагой.
– Бумага уходит, мы ее не удержим, она сочится сквозь пальцы, – утверждает Евгений Гришковец. – Но почему именно нам выдалось с ней проститься? Я к этому не готов! Я боюсь этого. Боюсь, что наши дети будут людьми без почерка. Я вообще много чего боюсь. Например, темноты. Ну не то чтобы боюсь, но внятно опасаюсь. И мне не стыдно. Наоборот, пусть стыдится тот, кто не боится темноты, потому что это значит, что у него совсем нет воображения!