22.05.2013 07:15
Рубрики
Культура
22.05.2013 07:15

Бурятский балет с японским нюансом

В Иркутском музыкальном театре им. Н.М. Загурского начались гастроли Бурятского государственного академического театра оперы и балета. Артисты из соседнего региона представят на суд зрителей девять классических и современных балетов и оперу «Чио-Чио-сан».

Открыл гастроли вечер современных балетов канадского балетмейстера Питера Куанца, которые иркутские зрители уже оценили по достоинству в прошлом году. Наверное, поэтому постановку принимали особенно горячо. Во второй день гастролей зрители смогли познакомиться с творением нового балетмейстера театра – японской звезды русского балета Морихиро Ивата. Он представил свой спектакль «Тамаши», кстати, здесь же и состоялась его премьера.

– Японское искусство отличается от европейского и русского тем, что содержит в себе тайну и множество скрытых смыслов, – рассказал Морихиро Ивата. – В этом балете много философских аспектов, ведь его тема – честь и долг. В легенде «Тамаши» все персонажи ради своего народа отдают жизнь и душу. Этот балет я уже ставил молодым составом в Большом театре, показывал в разных городах России и привык к тому, что людей шокирует то, что там все умерли. Однако в Японии способность пожертвовать собой ради других ценится очень высоко. В основе хореографии постановки – классический балет с японским нюансом.

Балет «Тамаши» – это удивительно красивая и трогающая душу постановка. Основные танцы здесь исполняет мужская часть труппы – это пять воинов-юношей, добровольно согласившихся пожертвовать своей жизнью ради пробуждения некой богини, которая оживит умершую землю. Их танец под звуки барабана буквально завораживает своей красотой. Индивидуальный рисунок каждого выражает характер героя, его настрой, отношение к жизни, с которой совсем скоро он должен проститься. Тонкая работа со светом в спектакле при всем минимуме декораций и костюмов создает неповторимое настроение в каждом эпизоде. Изящные женские образы небесных птиц и богини работают на контрасте с мужественностью главных героев. Сам Морихиро Ивата исполнил в спектакле роль старца.

– Морихиро-сан работает не только как хореограф в нашем театре, но и как танцовщик, – отметила солистка балета Вероника Миронова. – Мы уже станцевали вместе «Жизель», «Дон Кихота», и это непередаваемые впечатления. Еще одна наша совместная работа – «Вальпургиева ночь». Когда Морихиро Ивата на сцене, от него буквально идет свет, ведь он очень эмоциональный и энергичный танцовщик.

«Вальпургиева ночь» в постановке Морихиро Ивата – еще одна премьера, которую театр приберег специально для Иркутска. Ее можно будет увидеть 24 мая. Кстати, оказывается, балетмейстер увлекся постановкой номеров и балетов еще будучи солистом Большого театра.

– Хореограф – это очень интересная профессия, – считает Морихиро Ивата. – Сначала я ставил для себя, потом для молодых артистов, для опытных балерин, таких как Надежда Павлова, и меня все больше увлекал этот процесс. Кстати, я сам удивляюсь, что мне удалось поставить пять спектаклей за первый сезон работы в Улан-Удэ. Думаю, это результат совместных усилий, ведь артисты очень быстро учат и хорошо исполняют то, что я придумываю. Если говорить о репертуаре, то вообще-то я больше люблю классику. Но время не стоит на месте, и, думаю, мы должны работать в современном балете.

Получив приглашение приехать на работу в Бурятию, Морихиро Ивата снова удивил своих родных. Будучи единственным японцем за всю историю Большого театра, он, не задумываясь, покинул знаменитый коллектив. Его родители – тоже танцовщики – гордятся тем, что он работает в России, ведь для японца это большая честь и признание заслуг.

– В Большом театре тоже можно было остаться, там здорово, это грандиозный, единственный в своем роде театр, – рассказал Морихиро Ивата. – Но если честно, мне стало не очень интересно, возможно, это возраст или усталость. Когда я решил завершить там работу, мне предложили поехать в Бурятский театр оперы и балета. Конечно, я приехал без семьи, жена с детьми остались в Москве, и для меня это тяжело. Кстати, я уже больше половины жизни прожил в России. Помню, в столице долго привыкал, а в Бурятии почти сразу освоился. Японские и бурятские культуры очень близки своими корнями. И вообще я считаю, что нужно жить в провинции, потому что в Москве людей много, и от этого они становятся все более агрессивными. Правда, зимой здесь холодно, зато на душе тепло, а в столице наоборот.

Иркутян ждет еще один балет в постановке Морихиро Ивата – детский спектакль «Синяя птица», а также его работа как танцовщика в постановке «Жизель». Кроме того, любители балета смогут за время гастролей насладиться спектаклями «Лебединое озеро», «1001 ночь» и визитной карточной театра – «Красавица Ангара».