Будущее рынка СМИ
Обсудили участники фестиваля «Байкальская пресса – 2013»
Имя лучшего журналиста Приангарья назовут сегодня в рамках подведения итогов фестиваля «Байкальская пресса – 2013». Напомним, организаторами форума выступают правительство региона и Иркутская областная организация Союз журналистов России. В этом году для участия в 11 номинациях было подано 178 заявок, это более 600 работ.
XIII фестиваль «Байкальская пресса – 2013» начался с пленарного заседания. Участников приветствовал заместитель губернатора Иркутской области, руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области Владимир Дорофеев:
– Отрадно, что с каждым годом фестиваль набирает обороты, становятся интересней материалы, которые журналисты представляют на суд жюри. Вместе с тем форум является определенным этапом для подведения итогов работы обновленного состава правительства региона и возможностью совместно определиться с планами и задачами на будущее.
Спикеры пленарного заседания вместе с участниками обсудили будущее рынка СМИ. Медиааналитик, руководитель школы эффективного текста «Медиа» Андрей Мирошниченко заявил, что интернет способствует появлению нового качества потребления информации. По расчетам эксперта, за всю историю человечества в СМИ было около 300 млн авторов. Сейчас единовременно доступ к интернету имеют около 2 млрд человек. Парадокс, но бывшие потребители СМИ являются конкурентами профессиональным журналистам, отметил Мирошниченко:
– Они сообщают новости, свидетелями которых стали, проводят экспертизу чужих текстов, применяя свои профессиональные знания, используют стилистические находки. Если профессиональных журналистов сегодня в нашей стране около ста тысяч, то блогеров насчитывается около 40 млн – это люди, которые выходят в сеть ежедневно.
Эксперт также заметил, что теперь процесс производства информации стал потоковым. В отличие от типографского способа изготовления газеты интернет позволяет публиковать информацию моментально. В своем выступлении Андрей Мирошниченко также затронул тему трансформации языка СМИ. Сейчас стремительно сокращаются объемы текстов. Современные СМИ рассматривают статьи, прежде всего, как проекты с точки зрения подготовки и подачи материала. Нынешние тексты содержат 5–6 элементов: заголовочный комплекс, врезы, иллюстрации, подверстки интервью, мнений, справочной информации. Журналист должен представлять, как его материал будет выглядеть на полосе, и формировать из текста некое послание, выделяя инфографику, мнения, цифры. В интернете к этим элементам добавляются мультимедийные средства: аудиоролики, видеоролики, анимированная инфографика.
Аналитик также рассказал о бизнесе в медиа, который раньше строился на двойной модели. Редакция продавала контент читателю, а затем самого читателя, привлеченного контентом, продавала рекламодателю. Эти два основных потока формировали бюджет изданий в разных пропорциях. Сейчас выручка от них падает во всем мире, правда, разными темпами. По мнению эксперта, решить проблему может дотационная журналистика.
– Я называю это журналистикой бренда. Корпорации тоже борются за аудиторию, поэтому перекупают высококлассных журналистов, редакторов. Точно также органы власти заинтересованы в том, чтобы транслировать ту картину мира, которую они считают необходимой, населению. Я думаю, что по факту до 95% общественно-политического контента так или иначе дотируются брендами или правительственными структурами, – подчеркнул Мирошниченко.
В заключение своего выступления он отметил, что
в интересах печатных СМИ пока оставаться в бумажном мире. При этом необходимо следить за происходящими изменениями на рынке и максимально улучшать старую модель медиа.
Блог-секретарь группы МТС Марина Акулич, напротив, отметила, что опасность со стороны блогосферы для журналистики преувеличена:
– Люди начинают с меньшим доверием относиться к авторам в сети и возвращаются к чтению печатных СМИ. Кроме того, аудитория блогов – это зачастую сами блогеры. В печатных СМИ журналист адресует информацию более конкретно и точечно.
Она также отметила, что потоковость информации нужно рассматривать как дополнительный источник распространения контента для привлечения аудитории. Поэтому СМИ стоит обратить внимание на модернизацию нескольких направлений. Во-первых, надо менять формат контента. 18 млн человек читает информацию с помощью мобильного интернета. Из них примерно 1,5 млн заходят в сеть только с мобильного устройства. Именно поэтому СМИ стоит адаптировать свои версии для мобильных телефонов, подчеркнула эксперт.
Во-вторых, необходимо изменить формат продаж. Стоит подумать о создании условно бесплатных версий вашего издания. Можно предложить бесплатный контент в сокращенном варианте для большого количества людей, при этом по платной подписке давать расширенное содержание материалов, либо расширенные возможности. И наконец, для продвижения СМИ необходимо использовать социальные сети, которые прочно вошли в нашу жизнь. Это дает возможность создавать интерактивные площадки в социальных сетях и дополнительные возможности для общения с читателями, пояснила Акулич.
После пленарного заседания состоялась всероссийская научно-практическая конференция, посвященная проблемам и перспективам региональных СМИ. Преподаватели факультета филологии и журналистики ИГУ выступили с докладами и научно-исследовательскими работами. Также участники фестиваля пообщались с министрами правительства Иркутской области. Подробнее об этом читайте в ближайших номера газеты «Областная».