31.05.2013 07:15
Рубрики
Культура
Теги
31.05.2013 07:15

Общество всегда будет нуждаться в свободе слова

В рамках фестиваля «Байкальская пресса – 2013» состоялись мастер-классы известных российских журналистов и экспертов, которые рассказали об основных тенденциях развития медиа-среды и поделились секретами своего мастерства. Семинары прошли в ходе экскурсии по Кругобайкальской железной дороге.

Последнее газетное поколение

Аналитик, руководитель Школы эффективного текста «Медиа» Андрей Мирошниченко отметил, что к 2035 году в России исчезнут печатные СМИ. При этом эксперт констатировал, что печатная пресса не конкурирует с интернетом, а просто является очередным историческим периодом развития журналистики.

Подробнее аналистик рассказал о феномене вирусного редакторства, частью которого является любой пользователь сети.

– Он «постит», комментирует или «лайкает» записи, стараясь добиться как можно больше репостов, ведь количество откликов и является критерием общественной значимости. Если сообщение действительно важно, его подхватывают и «репостят» десятки, сотни или даже тысячи пользователей. Каждый из них вносит свою микроредактуру, в результате чего актуальность и значимость сообщения нередко сгущается. А это формирует определенное мнение в масштабах целевых аудиторий. Таким образом, замещаются функции традиционных СМИ, – отметил Мирошниченко.

Вирусный редактор присутствует везде, и им зачастую невозможно управлять, что создает проблемы для власти и бизнеса. И здесь одно из главных различий сети и печатных СМИ: редакциями газет управляет воля редактора или издателя, а вирусный редактор – неподвластная стихия, подчеркнул эксперт.

По его мнению, последнее газетное поколение родилось в год московской Олимпиады – в 1980 году. По подсчетам эксперта, читательская активность этого поколения начнет заканчиваться в России в 30-х годах нынешнего века. Тогда же и прекратится эпоха газет и журналов, уверен Андрей Мирошниченко. И это предопределено технологиями. Например, СМИ постепенно лишаются инфраструктуры для распространения. Уже сейчас уходит бытовая привычка выписывать газеты и журналы. Редакции не смогут доставлять сотни тысяч экземпляров своим читателям. Этот процесс будет длиться примерно с 2017 по 2035 годы. Газетной эпохе осталось жить лет 25, подчеркнул эксперт.

– В одном московском вузе провели исследование среди 20-летних студентов. Им предложили ответить на вопрос, что такое подписка. Больше половины респондентов сказали, что это подписка о невыезде. Нынешнее поколение не умеет потреблять прессу в бытовом смысле. Конечно, они видят газеты и по случаю могут прочесть их, но приобретать уже не умеют. Влияет это как-то на будущее газет? Я считаю, что да, – поделился эксперт.

Вместе с тем Андрей Мирошниченко подчеркнул, что умрет печатная пресса, но не журналистика. Для населения разных возрастов, профессий и интересов необходима единая система координат. Поэтому общество будет нуждаться в новых медиа. Их-то и надо развивать по трем направлениям, считает Мирошниченко. Это навигация с учетом целевой аудитории, предоставление полезных сервисов и выработка надежных технологий оплаты. Ориентировочная функция, которую обеспечивают классические СМИ, основывается на чутье журналистов. Корреспонденты опираются на свое понимание социального заказа и толкуют значимость тех или иных событий. В интернете такая способность журналиста может быть заменена технологией индексирования.

Что касается сервисов, то сейчас наиболее популярными в сети являются поисковый и почтовый. По мнению эксперта, в будущем этот список пополнят образовательные или отраслевые сайты. При этом пользователь будет отдавать предпочтение сервисам с контентом. Это может стать одной из бизнес-моделей медиа, если продумать механизмы оплаты. Сейчас в сети оплатить покупки и информационные услуги можно веб-деньгами, кредитными картами либо с помощью банковских платежей. Но россияне пока не доверяют таким технологиям, боятся, что платеж не попадет по назначению, или деньги вообще будут украдены. Необходимо вводить новые механизмы оплаты – простые и удобные. Как вариант Андрей Мирошниченко предлагает использовать механизмы оплаты операторов мобильной связи.

В заключение семинара эксперт отметил, что «теория смерти газет» нужна, прежде всего, для того, чтобы представить, какой станет журналистика в будущем, и подготовиться к ней.

Блогеры против журналистов

Генеральный директор РБК-ТВ Александр Любимов во время своего мастер-класса тоже не обошел стороной тему журналистики и интернета. Он прокомментировал заявление блогерского сообщества, называющего себя пятой властью. Блогеры уверены, что в будущем профессиональные журналисты не выдержат конкуренции из-за оперативности. Александр Любимов подчеркнул, что журналисты всегда будут вне конкуренции, потому что только они могут дать потребителю проверенную информацию. И оперативность, по мнению эксперта, далеко не всегда является главным критерием. Блогеры, как и любые пользователи сети, могут высказываться, но они не несут ответственности перед теми, кто читает их высказывания, подчеркнул Любимов.

Он также отметил, что общество всегда будет нуждаться в свободе слова. Она напрямую сопряжена с ответственностью перед читателями, зрителями, слушателями. Смысл не в том, чтобы ругать или хвалить явления, события, людей, а способствовать самоорганизации граждан и помогать им в решении различных проблем, заявил Любимов. Он также отметил, что современным журналистам присуща определенная самоцензура. Чтобы это не мешало в работе, руководителю необходимо постоянно повышать качество производимого продукта и периодически менять стили управления.

Корреспондент без оружия

Политический обозреватель «Радио России» Николай Мамулашвили рассказал во время своего мастер-класса о правилах поведения журналиста в горячих точках. Все эти навыки эксперт выработал после нескольких командировок в зону боевых действий. В 1996–1997 годы Николай Мамулашвили в качестве специального корреспондента «Радио России» был в командировке в Чечне. В марте 1997 года он вместе с коллегами был захвачен чеченскими боевиками в заложники и находился в плену 94 дня. По мнению Николая Мамулашвили, главная задача журналиста, работающего в горячих точках, – вернуться домой живым и здоровым.

Представители СМИ Приангарья поинтересовались у коллеги, может ли военный корреспондент взять в руки оружие. Журналист ответил категорично: нет, даже если не имеет намерения стрелять. Также журналисту не стоит использовать военное обмундирование, экипировку, одежду.

Мультимедийная журналистика

Директор Центра мультимедийного производства факультета медиа-комммуникаций Высшей школы экономики Оксана Силантьева рассказала о мультимедийной журналистике в России. Свой мастер-класс она начала с того, что многие современные сайты похожи друг на друга концепцией и контентом, и для их продвижения используется сухой новостной подход. С точки зрения контента удивить кого-то сегодня трудно. Между тем, она предложила использовать темы, которые могут быть интересны для простого человека.

– Если мы посмотрим на наши материалы с точки зрения человека, который живет своей обычной жизнью, то станет понятно, что про очень многие аспекты мы не рассказываем, не помогаем в них ориентироваться. Если планомерно раскрывать эти темы, делать по ним спецпроекты, рубрики, авторские колонки, вы обеспечите себе приток людей на сайт. Если в семье кто-то болен раком, то это тема приоритетная для нее, а все остальное просто игнорируется, – рассказала Оксана Силантьева.

Она посоветовала уходить от стереотипов, перестать следовать за пресс-релизами и телефонной журналистикой. В принципе сайт может обойтись без ленты новостей. А интернет-платформу можно использовать для того, чтобы поближе познакомиться с пользователями. В этом помогут публицистика, специальные и тематические проекты. Попробовав разные форматы для разных аудиторий, вы поймете, что нужно именно вам, подчеркнула Силантьева.

Она привела в пример барнаульский сайт. Среди его посетителей каждый май и сентябрь популярна одна и та же тема – шашлыки. Следуя за сезонным интересом людей, редакция собирает несколько десятков материалов – как приготовить, где поесть и т.д. Надо предвосхищать ожидание аудитории, когда какие-то темы предсказуемы, считает эксперт.