05.06.2013 07:15
Рубрики
Культура
05.06.2013 07:15

Оптимисты из 90-х

В Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева открылась выставка «Мы – из 1990-х». На ней представлены произведения пяти иркутских художников: Яны Лисициной, Олега Ушакова, Евгения Монохонова, Антона Лодянова и Петра Ончукова.

Такой выставки в Иркутске не было уже давно. Это редкий случай, когда в одном выставочном зале собрались пять художников, принадлежащих одному поколению, равно одаренных и в то же время разных по способу творческого самовыражения. Все это позволяет воспринимать их в контексте единого художественного потока. Ориентирами в нем стало сложное время, в котором они формировались как творческие личности, и их дружба.

– Есть термин «стилевой поток», в него входят художники, похожие не по стилю и языку, а по ощущениям, – отметила искусствовед Тамара Драница. – Так вот, я бы назвала поток, к которому относятся эти художники, позитивным. Все эти мимикрии и гримасы в их творчестве – естественная реакция молодых людей на время, в котором рассыпались все прежние идеалы. Но в то же время некий культурный ген, который присутствует у каждого из них, удержал их от крайностей, нигилизма, цинизма.

Участники выставки окончили Иркутское художественное училище в начале 1990-х годов, когда привычный мир вокруг вдруг стал другим. И каждый переживал это время по-своему, стараясь всеми силами найти свое место в жизни и искусстве.

– Связанные «одной цепью» школы и искусства в самом начале своей творческой судьбы мы оказались выброшенными из социализма с человеческим лицом в бесчеловечный капитализм, – вспоминает Тамара Драница. – Пережив лишения, тяготы и трагедии, когда на высокой творческой ноте оборвались жизни Антона Лодянова и Евгения Монохонова, мы отстояли свое право быть художниками – открывателями новых неизведанных путей в искусстве.

И они творили в тесном пространстве мастерских, при нехватке материалов, под музыку «Машины времени», «Наутилуса», Виктора Цоя, бок о бок с мощными иркутскими художниками предыдущего поколения – Борисом Десяткиным, Валерием Мошкиным, Сергеем Кореневым, Александром Шпирко, перед которыми было неудобно ударить в грязь лицом.

По мнению Тамары Драницы,

у всех пятерых художников всегда была тяга к мифофольклору. Ведь каждый автор сумел создать в пространстве художественных полотен собственный, ни на кого не похожий мир, в ткань которого вплетены мифы, легенды и истории мира реального.

Неслучайно в своих тонких, интеллектуальных и графичных работах Яна Лисицина часто обращается к произведениям Габриэля Гарсиа Маркеса, Льюиса Кэрролла, к древнегреческому эпосу. Или придумывает собственные фантастические истории, как в сериях «Иркутские листочки», «Лунные сны», работах «Птичий ангел», «Любовь комара».

Совсем другим предстает перед зрителями художник Олег Ушаков, которого искусствоведы называю неоклассиком. Избравший в жизни путь священника, он при этом не перестает создавать светские работы, в которых изображает мир гармоничных отношений – световых, цветовых, объемных и человеческих.

Наивные лубочные картины Петра Ончукова, который уже много лет назад сменил иркутскую прописку на московскую, могут привести многих в замешательство. Но если присмотреться к их героям, можно обнаружить комедии, трагедии обычной жизни людей и животных, оценить безграничное и доброе чувство юмора художника.

– У каждого автора своя форма – у кого притча, у кого былина, у кого-то сказка, – подчеркнула Тамара Драница. – Хоть они и оделись в эту маскарадную форму, за ней чувствуется живое человеческое лицо. Например, у Антона Лодянова в работах оживал некий театр, где какой-то неизвестный кукловод дергал за нитки, а его герои сопротивлялись, пытались жить своей жизнью.

Это мироощущение было свойственно и немного грустному в творчестве, но светлому и оптимистичному в жизни Евгению Монохонову. Его работы, которые искусствоведы причисляют к символическому реализму, наполнены фольклорными и шаманскими сюжетами, тонким юмором и мастерством.

– Как-то рано повзрослело это поколение, – подытожила Тамара Драница. – Страшно, что двое из них ушли из жизни совсем молодыми. Мир стал совсем другим. И они нам показали его в своих работах, каждый через призму собственного творческого дарования.

Выставка «Мы – из 1990-х» будет работать до 16 июня.