07.06.2013 07:15
Рубрики
Культура
07.06.2013 07:15

Классика детям в стиле рок

Моцарт и Сальери на сцене с электрогитарами в руках. В Иркутском областном театре-студии «Театр пилигримов» выпускница ГИТИСа Ксения Кузнецова поставили одну из «Маленьких трагедий» Александра Пушкина. Произведение войдет в программу «Классика детям», которую уже много лет реализует театр.  

– Наш коллектив давно работает с талантливыми детьми, привлекая их к творческому процессу, – подчеркнул художественный руководитель театра, композитор Владимир Соколов. – Правда, к сожалению, молодежь часто уезжает из Иркутска и потом победоносно поет на разных площадках мира. Ксения Кузнецова тоже работала у нас актрисой и певицей два года, а потом уехала в Москву и поступила на режиссерское отделение ГИТИСа. Год назад она позвонила и предложила поставить в театре спектакль.

«Театр пилигримов» действительно уже более 30 лет является творческой лабораторией для юных талантливых музыкантов. Из него вышли многие известные творческие личности, такие как дуэт «Белый острог», рок-группа Extrovert, певица Елена Сысоева, звонарь Артур Псарев, солистка Мариинского театра Майрам Соколова и другие. А все потому, что четкой границы между зрительным залом и коллективом театра как таковой не существует. Кто хоть раз пришел на спектакль, как правило, возвращается снова, чувствуя доброжелательную и доверительную атмосферу этого небольшого зала, и по меньшей мере становится другом театра.   

В 2012 году в рамках программы театра «Классика детям» коллектив показал в 70 иркутских школах спектакль «История необыкновенной любви» по «Запискам сумасшедшего» Николая Гоголя в постановке режиссера Владимира Дрожжина.

– Мы выигрываем эту битву за классику, ведь молодые люди, привлеченные необычной формой подачи произведения, очень хорошо реагируют на его глубокое содержание, – отметил Владимир Соколов. – Россия сильна именно своей культурой: литературой, музыкой, театром. И все это необходимо прививать детям, чтобы они были духовно развитыми и свободными в принятии жизненных решений. «Нас очень мало избранных», – говорит Моцарт. Россиян тоже мало, всего 140 миллионов на огромную территорию. И если мы будем так обращаться друг с другом, как в этой гениальной пьесе, мы не удержим нашу родину.

Постановка получилась достойной, хотя и небольшой по формату. За сорок с небольшим минут уважаемый композитор Сальери (Дмитрий Лютиков) превращается сначала в черного завистника, а потом в убийцу, прикрывающегося благими намерениями. Вести разговор с самим собой ему помогает мрачное вокальное трио – Антон Федотов, Ирина Ручкова и Лилия Седлецкая. Пронзительные пассажи последней темным огнем жгут душу преступника. Она-то и вручает ему бокал, внутри которого горит черная свеча – образ отравленного вина. Почти весь спектакль Дмитрий Лютиков не выпускает из рук бас-гитару, подчеркивая тем самым, что вся его жизнь – это музыка, право заниматься которой он выстрадал бессонными ночами, лишениями и трудом. 

Моцарт же (Сергей Атлашкин) не предстает в спектакле легкомысленным франтом и дамским угодником, которым, по легенде, был гениальный композитор. С распущенными волосами и немного отрешенным, но бесконечно добрым и любящим взглядом, он скорее напоминает Иисуса Христа или Авеля. И так же, как они, уходит из жизни, преданный тем, кому больше всего доверял.

Как это ни удивительно, весь антураж спектакля и аранжировка гениальной музыки Моцарта в рок-стиле лишает сюжет каких-либо примет эпохи, тем самым делая его вневременной историей о жизни и смерти, творчестве и зависти, предательстве и прощении.

В ближайших планах театра – постановка детского музыкального спектакля «Муха-цокотуха», а также сказки журналиста Сергея Козырева, который много лет работал в Киренске, основанной на местном фольклорном материале. В общем, битва за детские сердца в «Театре пилигримов» продолжается.