07.06.2013 07:15
Рубрики
Культура
Теги
07.06.2013 07:15

Пристрастные заметки о «Театральной деревне»

Опять я в деревне! Как там дальше у классика? «…Хожу на охоту». Но я ни на какую охоту не хожу, моя «охота» – сидеть на своем месте члена жюри и по возможности вылавливать таланты из народа. Иногда я подскакиваю от восторга, иногда хохочу до слез, но порой смахиваю пресловутую мужскую слезу – уже не от веселья…

Постоянное «место прописки» «Театральной деревни» – поселок Мишелевка Усольского района. Знакомый по прошлым фестивалям зал дома культуры встретил нас обновленным – новые кресла, отделка стен – гостей тут ждали все, включая районное и поселковое начальство. Мэр района Виталий Матюха и глава поселковой администрации Виктор Громов, отложив все дела, прибыли на открытие. Оно, кстати, само по себе оказалось многоцветным веселым карнавалом и задало тон всему фестивальному действу.

Сначала на сцену выплеснулась задорная толпа «букашек-таракашек», в которой солировала хорошенькая Муха Цокотуха – Танечка Белых, но в этой массе насекомых (больше тридцати ребятишек!) никто не потерялся: каждый персонаж в спектакле по известной сказке Корнея Чуковского жил своей жизнью, понимая, что и для чего он должен делать. И даже самый маленький тараканчик (Кирюше Воронецкому всего-то три года) не испугался множества глаз, глядящих на него из зала, ему очень хотелось, как и таракану побольше, а это был его брат Андрюша, колотить в барабан и потому он решительно забирал себе одну палочку и энергично ею стучал.

Юный зритель во втором ряду (видимо, знаток творчества Корнея Чуковского) все время спрашивал: «А паук будет?» И дождался – Паучище (Любовь Герасимова) оказался страшным и злобным. Но и на него нашлась управа – Маленький Комарик с лихими усами и в гусарском кивере (Слава Вдовин) при помощи других насекомых победил злого Паука и заточил его в клетку. И тут же смело заявил о своем намерении жениться на красавице Мухе. Все по Корнею Ивановичу. Но…

Ах, это «но»! Все знают, что сказка Чуковского невелика по объему, а так хотелось сделать из нее полноценное представление! Пришлось режиссеру Светлане Сушко самой дописывать текст, в итоге редкие вкрапления «родного» материала гляделись несколько чужеродно. Пусть не обидится на меня Светлана Николаевна, это скорее не вина ее, а беда – трудно найти достойную драматургию для детей, вот и приходится режиссеру изворачиваться из кулька в рогожку. Светлана Николаевна уже поставила на мишелевской сцене почти всю сказочную классику, на предыдущих фестивалях мы видели «Синюю птицу» Метерлинка, «Конька Горбунка» Ершова, «Снегурочку» Островского… Ее сценическая эстетика – многолюдные, сложные полотна, и в этот раз, даже при заметных слабостях текста, ей удалось создать яркое, запоминающееся зрелище. Уверен, через два года (именно такой временной шаг у «Театральной деревни») режиссер народного театра «Колокольчик» Светлана Сушко удивит нас новой замечательной сказкой.

По-моему, репертуарную недостаточность испытывают и другие режиссеры народных театров, и не только детских. Спектаклей по оригинальным пьесам было не так уж много. При всем уважительном отношении к творчеству Валентина Распутина четыре инсценировки его произведений (пусть и в отрывках) в программе одного фестиваля – многовато. К тому же в исполнении актеров-любителей они порой откровенно скучны.

Что-то моя «ложка дегтя» получилась больше, чем мне хотелось бы. При этом ответственно заявляю, что «бочки меда» она не испортила.  Вслед за «Мухой» на сцене расцвел «Аленький цветочек» в исполнении коллектива «Театральные встречи» (режиссер Елена Литовкина, достойная ученица Светланы Сушко). Благодаря изобретательной, яркой сценографии, костюмам и умелому использованию лазера, хрестоматийная сказка в старательном исполнении взрослых мишелевцев заиграла новыми красками.

Если учесть, что был еще один коллектив из Мишелевки – школьная театральная студия «Шаг вперед», то можно сделать вывод – Мишелевка прочно удерживает лидирующие позиции в областном театральном движении на селе. А так как ни одного предприятия в поселке не осталось (некогда знаменитый фарфоровый завод едва ли возродится), то Центр досуга и театральные коллективы я бы осмелился назвать «градообразующими предприятиями» – число артистов-любителей исчисляется сотнями, а во время фестиваля в зале был аншлаг.

Несколько слов о студии «Шаг вперед». Ее руководитель Марина Отиева и юные артисты предпочитают говорить со зрителями о вещах серьезных и даже трагических. На прошлый фестиваль они представили философскую притчу Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Нынче же был спектакль «Блокадные новеллы» по детским письмам из блокадного Ленинграда. Ребята так прожили скупые и страшные строки своих ровесников, что у многих зрителей в глазах блестели слезы.

Вообще же должен сказать, что дети в «Театральной деревне» уверенно переиграли взрослых, которые, в основном, скромно обошлись монологами и отрывками – из того же Распутина, Островского. На этом фоне я бы выделил пронзительный монолог-плач «Сухопляс» в исполнении Людмилы Ждановой из Анги Качугского района.

Действо по Михаилу Задорнову под названием «Хочу вашего мужа» народного театра «Окно» из Шиткино было невнятно по драматургии, затянуто и к концу заставило просто скучать. Развеселил спектакль по хорошо знакомой комедии Геннадия Башкуева «Чио-Чио-Саня» (режиссер Александр Торохов). Актеры из Качугского народного театра «Кант» неплохо обучены, да и тема беспробудного деревенского пьянства, рождающего фантомы сознания, им не чужая, – наверняка они могли изучать ее на примере своих земляков. Спектакль получился крепким и смешным. Недаром Мирон Малый получил награду фестиваля за роль Кеши.

Но дети! Какую веселую кутерьму затеяли актеры детского образцового театра «Диво» (режиссер Лира Баранова) из Чуны! Им было так интересно искать своего Бибигона… Вот тут был Корней Иванович Чуковский в чистом виде, причем не только Бибигон, но и Ваня Васильчиков, и Мойдодыр, и доктор Айболит… Но главными были ребята, которые так заразительно, так искренне искали маленького дружка, что я вместе с ними стал ждать и надеяться, что он вот-вот появится в своем игрушечном домике. Они еще раз доказали, что театру не обязательно иметь роскошные декорации и реквизит, достаточно просто площадки, актеров, зрителей и хорошей затеи.

К сожалению, в кутерьме фестиваля я не успел спросить у Альбины Мельниковой, режиссера студии «Шкода» школы № 11 города Ангарска, как она работает со своими ребятами, но я видел результат, и он меня обворожил. Сказку Бориса Шергина «Волшебное кольцо» знают многие, хотя бы по прекрасному мультику, который озвучил Евгений Леонов. И опять на сцене никаких декораций – только юные артисты. Надо вам горы высокие, леса дремучие – будут, их изобразят сами ребята. Нужен мост хрустальный, пожалуйста – крохотная Юлечка Плынская встанет на мостик и в таком виде двинется от Ванькиного крыльца до хором царских, а надо – так и до самого «городу Парижу». Ванька (Антон Мадыкин), выменявший все свое нехитрое богатство на Машку серу, Жужу белу да змею Скоропею (Настя Куликова, Таня Другова, Соня Толкунова), конечно, нанес ущерб домашнему имуществу, за что ему изрядно влетело от Мамки (Ксения Ружникова просто бесподобна в этой роли!). Но ведь он «доброй», а значит, должен быть вознагражден. А глупый и корыстный царь-амператор (Алексей Распутин) и его коварная дочь Ульянка (Маша Хаткеевич), наоборот, посрамлены. Таковы законы жанра. Так все и происходит. Но тут дело не только в том, «что», скорее в том, «как», ведь на самом-то деле они вовсе не Ваньки да Ульянки, и уж тем более не цари-амператоры», а бродячие артисты, которые весело и непринужденно творят свой спектакль-балаган.

Так же с удовольствием изобразили Маму-козу и семерых козлят, победивших коварного волка, ребята студии «Арлекино» из села Лохово Черемховского района (режиссер Алена Файвилевич).

Никак не могу промолчать о спектакле «Легкий хлеб» театрального объединения «Факел» из деревни Жизневка Заларинского района. Не могу хотя бы потому, что в деревне этой на сегодня всего 83 жителя. А на сцене было пять человек – полный состав учеников малокомплектной школы во главе с учительницей.

Итак, еще один фестиваль стал фактом истории любительского театрального движения Иркутской области. Верю, что через два года  обязательно случится следующий, и я вновь с радостью скажу «Опять я в деревне!».