14.06.2013 07:15
Рубрики
Общество
Теги
14.06.2013 07:15

история Город для туристов

Ордос покорил мавзолеем Чингисхана

Чем можно привлечь туристов в пустующий город, расположенный фактически в пустыне? Руководство автономного региона Китая – Внутренней Монголии – придумало способ и наполнило молодой и малозаселенный город Ордос привлекательными объектами.

«Областная» в номере 61 от 7 июня уже писала о пресс-туре для российских журналистов в Поднебесную, который организовало Государственное управление по делам туризма Китая. Иркутскую делегацию, пожалуй, больше всего впечатлила Внутренняя Монголия, а именно город Ордос, основанный в 2001 году. В его окрестностях были найдены большие угольные месторождения и власти решили сначала основать здесь город, а потом привлекать в него жителей. Пока цены на уголь были на высоте, народ заселял Ордос; как только стоимость топлива снизилась, экономика тоже пошла на спад и люди стали покидать город.

Однако вопреки здравому смыслу Ордос продолжает застраиваться. Микрорайоны растут на глазах, появляются парки отдыха. Правда, пока мы ехали по городу, встретили всего несколько машин. И это на шестиполосной дороге. Как потом нам пояснили, власти Ордоса решили делать ставку на развитие туризма. Чтобы привлечь гостей в город, стали создавать музеи, театры, фонтаны. Причем особое внимание уделяется архитектуре. Например, музей Ордоса выглядит как немного сдутый воздушный шар. Есть в городе огромный парк для молодоженов – с каретами, фонтанами, скульптурами и морем цветов.

Хотя главный акцент власти Ордоса сделали, конечно, на Чингисхане, который в свое время захватил часть Китая. В Ордосе появилась площадь Чингисхана с внушительными скульптурами, изображающими хана и его воинов. Самое же интересное это мавзолей Чингисхана, который был основан китайскими властями еще в середине XX века. Но тогда это был небольшой объект. К тому же во время китайской культурной революции вещи, принадлежавшие монгольскому герою, были и вовсе утеряны. Полвека спустя мавзолей не только восстановили, но и изрядно расширили и усовершенствовали.

Сегодня он занимает около 50 тыс. кв. м. Мы бы отнесли этот объект к музеям, поскольку мавзолей предполагает захоронение тела – до сих пор никто не знает, где действительно похоронен монгольский завоеватель. Как пишут историки, в XVII веке местом погребения Чингисхана ламаисты Тибета и Монголии признали местность Эджен-Хоро в Ордосе, где якобы стояли юрты с останками Чингисхана.

Широкие просторы мавзолея открывает скульптура Чингисхана высотой 21 метр, в руках у него монгольский военный флаг. Экскурсовод пояснила, что такой размер выбран не случайно – он соответствует времени правления хана, то есть 21 году. На статуе есть надпись на монгольском языке – «сын неба». Так окрестил сам себя Чингисхан, таким его считают последователи. К изваянию хана ведет лестница, состоящая из девяти частей с девятью ступенями каждая, поскольку это число для монголов символизирует счастье. Пройдя их, мы будто бы перенеслись в прошлое – на нас двигались грозные воины на конях, за ними быки, тянущие юрты, верблюды, овцы, женщины и дети. И все это – невероятных размеров. Экскурсовод рассказала, что это восстановленная картина событий, когда монгольский хан вел свои войска в бой. Художественная инсталляция состоит из 385 чугунных статуй – один воин на коне весит около 4 тонн.

За художественной инсталляцией взору открылась большая площадь с беседками, флагами, а под ногами находилась карта Монгольской империи. В ее центре красным было очерчено озеро Байкал. Недалеко от площади располагается музей, где в основном выставлены восковые фигуры и миниатюры, инсценирующие события и быт во время правления монгольского хана. Если учесть, что фактически все исторические предметы были уничтожены во время культурной революции Китая, представленные реликвии, видимо, созданы в наши дни.

Сам же мавзолей Чингисхана находится чуть поодаль. К нему ведет длинная лестница, которую венчают три дворца. В двух из них находятся вещи хана – вероятно, тоже имитация. Фотографировать в мавзолее запрещено. По словам экскурсовода, это необходимо для того, чтобы никто не смог подделать экспонаты и выставить в другом музее как реликвию. Далее нас провели в зал для молитв, где располагается алтарь. Здесь проводятся культовые обряды поклонения духу Чингисхана – последователи монгольского императора приносят белые или синие шелковые ленты, благовония, а также баранов и кобылье молоко. Делегацию журналистов тоже ждал обряд. Нас сразу успокоили, что молитвы к духу Чингисхана не являются богохульством и никак не соприкасаются с другими религиями. Колоритный жрец выстроил журналистов в шеренгу, соединил наши руки синими шелковыми лентами и начал о чем-то грозно взывать, обращаясь, видимо, к «сыну неба». Затем он взял серебряную чашу и наполнил ее водкой.  Мы все должны были пригубить, а мужчина, находящийся с краю, выпить до дна. Повезло студенту, который сопровождал нас по Внутренней Монголии, чтобы попрактиковаться в русском языке. По завершении обряда жрец сказал, что таким образом он молился за наше счастье.

Конечно, все журналисты скептически отнеслись к молитве духу Чингисхана. В этот же день мы попали в ужасную пробку в столице Внутренней Монголии Хух-Хото, из-за чего почти опоздали на самолет. Но рейс задержали на полчаса, и мы успели, невольно вспомнив слова жреца и на секунду поверив в силу молитв.