14.06.2013 07:15
Рубрики
Общество
Теги
14.06.2013 07:15

Товарищ инспектор Зинаида Баранхеева

«Товарищ инспектор» – так она просит себя называть, когда посетителям трудно произносить: Зинаида Александровна Баранхеева, сотрудник отдела УФМС РФ по Иркутской области в Октябрьском районе Иркутска.

– А по-другому и не скажешь, – улыбается она. – Здесь именно «всяко лыко в строку»: миграционная служба. Чем занимаемся? Если коротко – документируем граждан РФ и контролируем миграцию в Российской Федерации, в том числе иностранных граждан. Делаем рейды по стройкам, по местам их проживания – проверяем законность пребывания и осуществления ими трудовой деятельности.

– Мы сейчас о ком говорим?

– В основном это граждане республик Узбекистан, Таджикистан, Киргизия. И вы знаете, по-человечески их жалко: мучаются, на родине нет работы, а семьи нужно кормить. Конечно, ко всем надо относиться одинаково – официально, ровно. Однако к бывшим гражданам России все-таки отношение особенное. А еще (правда, редко, но случается) приходят люди, которые имеют так называемый «неустановленный статус». И паспорта у них, если есть, старого образца.

– Они что – в тайге отсиживались?

– Как ни странно, но похоже на то. Здесь-то и начинается работа: справки, запросы, подтверждения. Выпасть из гражданства нетрудно, а вот восстановиться – куда сложнее. Возьмем мигрантов – их предо мной за день десятки проходят. Первое – русский язык. И хотя сейчас требования к этому стали жестче, все равно не все наш язык понимают. Серьезная проблема. Иногда приходится объясняться жестами. Например, нужно узнать, где он живет. Я кладу ладошки под щеку и спрашиваю: «Где спишь?» Смеются…

– Зинаида Александровна, вы женщина, и при этом – майор внутренней службы.

– С прошлого года – в отставке.

– Тем не менее, женщина в погонах. Мне вы почему-то видитесь в белом халате врача. Ваш голос, улыбка, умение говорить и слушать – все это располагает к доверию.

– А разве наша служба – не сродни врачебной? Помочь человеку – это ведь самое главное. А про халат вы угадали… Я родилась в селении Ехой Эхирит-Булагатского района. Действительно, с детства мечтала стать врачом, но… окончила географический факультет Иркутского госуниверситета. Работала на метеостанции гидрологом. А появились детишки – уже не смогла ездить в экспедиции. Пришлось сменить профессию.

– Надеть погоны?

– Для меня – вовсе неудивительно. Мой папа был кадровым офицером, с детских лет перед глазами китель со звездами. Уважение к военным людям. Дисциплина. Жизнь по расписанию. Может быть, потому и вышла замуж за милиционера. С 1982 года начала свою работу «в погонах». Это был подарок судьбы: в поселке Плишкино нашей семье дали домик с огородом, место в детсаду. А когда колонию расформировали, мы переехали в Иркутск. Я стала работать следователем в Куйбышевском райотделе, после – уже с 94-го – в паспортно-визовой службе.

– Тридцать лет вы работаете с людьми. Тысячи, наверное, прошли перед вашими глазами. Вы – хороший психолог?

– Об этом не мне судить. Но суть верна: в нашей службе очень важно умение разбираться в людях. Представьте: сидит передо мной человек, приехал издалека, языка почти не знает. Вроде бы хочет заработать денег, помочь своим родным. Но кто он? Конечно, всю подноготную за одну беседу не узнаешь. Но уже по опыту чувствую: где лукавит, а где говорит искренне.

– Вопрос вам может показаться бестактным, но уж очень хочется узнать… Кабинет, компьютер, кипы бумаг, очередь в коридоре. А как вам удается поддерживать такую хорошую физическую форму?

– Спасибо. Вы правильно подметили: у меня день длинный-предлинный. И вообще в нашей службе есть такое понятие: ненормированное время. У меня двое взрослых детей и еще двое внучат, но на них времени, увы, почти не остается. Физическая форма? Иногда успеваю в тренажерный зал, иногда – любимые восточные танцы. Говорят, что одеваюсь элегантно – так это от мамы: она меня в детстве научила шить. Потому, наверное, привился вкус.

– А такая хрупкая женщина умеет обращаться с оружием?

– Будьте спокойны: умею…