Дом милосердия

В Ангарске открывается центр адресной помощи сиротам

В середине июня в Ангарске открывается центр мобильной помощи выпускникам государственных сиротских учреждений. Его основатели – женщины из фонда «Семьи – детям» – много лет помогают вчерашним воспитанникам домов-интернатов начать самостоятельную жизнь.

Чужой беды не бывает

Глава фонда Анна Садовская – в прошлом инженер-геофизик, в настоящем – успешный предприниматель – много лет занимается сиротскими проблемами. За свои добрые дела Анна стала обладателем премии «Земля Женщин», которую вручают благотворительницам в 15 странах мира. Садовской помогает подруга Ольга Краснова и еще десятки единомышленников, которые верят – чужой беды не бывает.

Идея открыть Центр адресной помощи зрела давно. С 2008 года участники инициативной группы помогали Ангарской школе-интернату № 1 материально, привозили подарки. Взрослые быстро поняли – помощь оказывается администрации, но не детям. А им, живущим среди казенных стен и мебели с инвентарными номерами, нужны живое человеческое участие, друзья и наставники.

– О новых семьях для таких детей говорить не приходится. Наша цель – найти каждому ребенку близкого взрослого, который стал бы другом, – рассказывает Анна.

Так стала выстраиваться система шефства. Садовская привлекла друзей, партнеров по бизнесу, одноклассников и просто хороших людей. Неоценимую консультативную помощь ангарчанкам оказывает заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Татьяна Плетан. Поддерживает их и председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирина Синцова.  

Активисты говорят: дети из домов-интернатов выходят во взрослую жизнь абсолютно неподготовленными. Они не умеют элементарно сварить чай, не знают размера своей одежды.

– Официальный документ – стратегия действий в интересах детей, признает: в Иркутской области отсутствует единая система учета выпускников. Нет стандартов работы с ними. Оказываемая государством поддержка неэффективна, процент успешной адаптации низкий, ребята не знают, как пользоваться предоставленными им правами, – констатирует Анна.

Активисты фонда учат сирот решать свои проблемы. Знакомство детей и взрослых началось с поездок на Байкал. Желающим предлагали бесплатно пожить несколько дней в доме, принадлежащем одному из попечителей фонда. Обязательное условие поездки – брать с собой кого-то из воспитанников дома-интерната. Дети и взрослые вместе убирали берег Байкала, по вечерам разводили костры, ходили в походы. Совместная поездка сближала, и отношения развивались дальше.

Сегодня фонд насчитывает 15 наставников. Это граждане, семьи, представители различных организаций, предприниматели. Многие в Ангарске до сих пор не понимают шефов, спрашивают – «зачем все это надо?» Городские чиновники разных уровней неоднократно советовали женщинам «перестать утирать чужие сопли». Но у активисток фонда свой резон.

– По статистике, 90% выпускников сиротских учреждений уходят в криминал, спиваются. У нас есть выбор – бояться детдомовца, либо попытаться помочь ему, создать условия, при которых он социализируется в обществе, – говорит Анна.

Вояж на лимузине и житье на парковке

После выхода из интерната сироты беспомощны – у них нет жилья, работы, навыков обращения с деньгами. Пенсии по потере кормильца составляют немалые суммы, а спускаются за считанные дни. Витя Сембаев получил 200 тыс. рублей. Половину из них дал в долг знакомому, который его, разумеется, не вернул. Другой, получив на руки деньги, нанял для вояжа по городу лимузин. Кто-то потратил все на ресторан.

Выпускники госучреждений не мотивированы в выборе профессии. Ребятам трудно освоить учебные программы, при поиске работы они пассивны, не умеют нести ответственность за результаты своего труда. Но самая большая беда это жилье.   

– Пока сирота находится в училище, его должны поставить на регистрационный учет. Но порой этого не делают. Говорят – парень не из нашего города. Да разве он виноват, что в младенчестве попал в Ангарск! В очередь на жилье ставят при наличии справки с места жительства. Откуда у бомжей справки? Поэтому мы вынуждены брать ребенка за руку и водить по инстанциям, помогать делать документы, – рассказывает Ольга Краснова.

Многие реально живут в подвалах и на чердаках. Кто-то от хронического безденежья успел заложить паспорта. В прошлом году в фонд без денег и документов пришли Саша Бабкин и Максим Логинов. Активисты фонда сняли для парней квартиру. Потом туда поселили еще двоих бездомных. Потом еще. Для шести воспитанников удалось отстоять законные права на жилье. Но дальше – что ни судьба, то тупик.

Витя Сембаев окончил строительный техникум. В фонд пришел полтора года назад, жил то на охраняемой стоянке, то у знакомых. Парню повезло, ему подыскали шефа, который забирает его на работу в Еланцы и предоставляет жилье. У Кости Литовченко есть в Усть-Илимске закрепленное жилье. После окончания училища он поехал к матери. Та прогнала прямо с порога, сказала – вернешься еще раз – пожалеешь. «Если бы она с младенчества от него отказалась, был бы сиротой, имел права на жилье. На всю жизнь мать парня наказала!», – вздыхают женщины. Катя Амосова в 2010 году по суду выиграла право на собственно жилье. Решение суда не исполнено до сих пор. Катя долго скиталась по чужим углам, ребенка сдала в приют.

В поисках помощи в фонд обращаются и жители других регионов. Уроженец приморского Артема Миша Романченко поехал разыскивать в Новосибирск отца. Судя по всему, пришелся не ко двору. Денег на обратный билет хватило только до Ангарска. Узнав от местных бродяжек о необычных женщинах, Миша пришел и честно рассказал свою историю. Парню купили билет до дома и посадили на поезд.

Для организации центра город выделил фонду здание бывшего кафе. Нашлись и 1,7 млн рублей на ремонт. Сегодня в центре проживает шестеро парней. Нашлось место и для Кати Амосовой с ребенком. Еще двое сирот поехали с шефами на Аршан, где будут строить турбазу.

На базе центра планируется организовать и собственные рабочие места, установить аппаратуру для производства расходных медицинских материалов, фонд намерен получить муниципальный заказ.

Шефы и подшефные

Положительные примеры наставничества вдохновляют многих. Ольга и Алексей Неделяевы одними из первых четыре года назад взяли шефство над Алиной Жировой. Девочка, не отличавшаяся мягкостью нрава, училась из рук вон плохо. В затею Неделяевых перевоспитать девочку мало кто верил. Ольга и Алексей для начала свозили Алину на горнолыжный курорт в Байкальск, приобщали к спорту, купили нужную экипировку. Стали на выходные брать домой. Поставили условие – чтобы продолжать заниматься спортом, девочка должна хорошо учиться. За год Алина стала лучшей ученицей школы. Заняла второе место по области на соревнованиях по горнолыжным дисциплинам. А в прошлом году стала серебряной призеркой уже на российских соревнованиях.

Выпускники интерната, получившие помощь и поддержку в фонде, сами становятся наставниками. Когда-то Артему Голубеву помогли с документами. Сегодня парень учится на юриста и помогает таким, как он сам, найти жилье и начать нормальную жизнь.

Наставник Вика Рузавина – сама сирота, приняла серьезное участие в судьбе Оли Поджарниковой, выпускницы интерната. Девочка окончила колледж, выучилась на швею, по судебному иску получила жилье в Усолье-Сибирском. Еще одному подопечному, Максиму, Вика помогает в покупке жилья.

Воспитание трудом

Дети, опекаемые фондом, прекрасно проявляют себя на трудовом поприще. В рамках программы «Трудовой десант» они помогают нуждающимся и малообеспеченным горожанам. Взамен добрых дел ребята получают трудовую книжку, которая становится их рекомендацией будущим работодателям.

Идей у активистов фонда много. Здесь мечтают издавать собственный журнал. Планируют создать консультативный центр молодой семьи. Профилактику сиротства надо проводить еще до того, как ребенок родится.

Фонд подписал соглашение с администрацией Аларского района. Дети-сироты из Алари, по примеру ангарчан, тоже смогут отдохнуть со своими наставниками на Байкале. Опыт ангарских женщин перенимают и активистки из Усолья.

Главная задача фонда – обеспечить занятость ребят с возможностью дальнейшего проживания. Большинство выпускников сиротских учреждений без вредных привычек. Имеют квалификации каменщиков, плотников, столяров. Возможно, найдутся работодатели, готовые предоставить сиротам работу, поддержать в жизни. На предложение «Областной» помочь в трудоустройстве ангарским ребятам уже откликнулся фермер из Эхирит-Булагатского района Владимир Катанаев. Кто следующий?