21.06.2013 07:15
Рубрики
Экономика
Теги
21.06.2013 07:15

«БИТ-Байкал» подвел итоги

В Иркутске выбрали лучшие инновационные проекты

В Иркутске состоялся финал регионального этапа национального конкурса «Бизнес инновационных технологий (БИТ)-Байкал». Победителем признан проект «Двухмодульная установка для получения вспененного материала». Второе место получил автор технологии, позволяющей отказаться от создания инфраструктуры по продаже и пополнению транспортных карт. Замкнуло тройку лидеров измерительное устройство для определения удельной поверхности «Сорбтометр».

Ежегодному всероссийскому конкурсу БИТ в этом году исполняется десять лет, в Иркутске он проходит в третий раз. Нынче его организовали Иркутский государственный университет и ООО «Сибирская инновационная компания» при поддержке областного министерства промышленной политики и лесного комплекса, администрации Иркутска, НИ ИрГТУ. В состав жюри вошли представители бизнеса и вузов, а также ОАО «Российская венчурная компания», в частности менеджер проектов по работе со стартапами Андрей Кулагин. По его словам, РВК создает специальные фонды, которые инвестируют в молодые инновационные компании:

– Наша деятельность связана с генерацией качественных проектов, образованием и продвижением стартапов. Мы считаем такие конкурсы, как БИТ, эффективным инструментом в деле построения инновационной системы.

Уникальная теплоизоляция

Всего на конкурс поступило 70 заявок. В финал «БИТ-Байкал – 2013» прошли десять проектов. Они были представлены членам жюри в виде пятиминутных презентаций. Каждый судья имел свой инвестиционный капитал – 10 монеток достоинством в 1 БИТ, который нужно было распределить среди проектов в любой пропорции. Таким образом определились три лучшие работы, которые будут участвовать в федеральном полуфинале конкурса.

Первое место присуждено генеральному директору ООО «Фоампласт» Владимиру Москвитину – инициатору проекта двухмодульной установки для получения вспененного материала. Ученый разработал уникальный теплоизоляционный материал, плотность которого может изменяться от 15 до 80 кг на кубометр в зависимости от требуемых условий. Кроме того, он обладает небольшой дисперсностью, низкой теплопроводностью и паропроницаемостью.

– Мы изучили все существующие в мировой практике типы установок, которые производят такой материал. Оказалось, что они работают циклично, – рассказал Владимир Москвитин. – Мы создали абсолютно новую систему подачи пенообразующих композиций. Речь идет о непрерывном процессе получения вспененного материала, который, по сути, совмещен с транспортировкой непосредственно к месту укладки.

По словам ученого, прибор уже работает. Его применяют при каменной кладке ограждающих конструкций, теплоизоляции чердачных перекрытий и подрулонной кровли. Производительность установки может достигать до 30 кубометров в час.

Терминал в помощь пассажиру

Второе место жюри присудило двум смежным проектам: «Система управления лицевыми счетами» и «Hot operations Dual» – технология, позволяющая отказаться от создания инфраструктуры по продаже и пополнению транспортных карт. Их автор и инициатор гендиректор ООО «СУЛС» Константин Лагутин отметил, что во многих крупных городах для проезда на общественном транспорте сначала нужно купить специальную карту, потом с ее помощью рассчитываться за проезд. Он считает такую систему дорогостоящей и неудобной:

– Содержание инфраструктуры, кассиров, системных администраторов – все это очень дорого. Когда в Москве ввели систему безналичной оплаты проезда, он подорожал с 15 до 20 рублей.

Конечно, идеальным вариантом была бы возможность рассчитываться за проезд банковской картой, но транзакция занимает много времени. Поэтому родилась идея создать целый комплекс, который позволит производить оплату за секунду с помощью специальной карты или мобильного телефона. Для этого Константином было разработано комплексное решение для автоматизации работы городского транспорта – многофункциональные терминалы и наборы опциональных устройств (счетчики пассажиропотока, считыватели бесконтактных смарт-карт, датчики, подключаемые к терминалам).

Разработка и тестирование устройств проводится в Иркутске на пригородном и междугородном пассажирском транспорте. Терминал, применяемый в тестировании, устанавливается на панели транспортного средства водителем либо в салоне кондуктором. В нем есть интерфейсы «Кондуктор», «Таксометр» и «Уникасса». Процесс оплаты в общественном транспорте выглядит следующим образом: пассажир должен приложить карту к считывателю терминала. Когда появится звуковой или световой сигнал, водитель увидит факт оплаты.

Для взаиморасчетов между держателями смарт-карт, транспортными и субсидирующими организациями был создан центр системы управления лицевыми счетами. Его функция – производство и распространение смарт-карт. Пополнять лицевой счет смарт-карты можно через кассы, терминалы самообслуживания, банки или платежные системы.

Константин Лагутин также отметил, что терминал способен не только принимать платежи за проезд, но и считать количество пассажиров, автоматически объявлять остановки по громкой связи. Устройство также может информировать водителя о пробках на дорогах, автоматически передавать экстренным службам координаты транспортного средства.

Воздух вместо гелия

Третье место занял проект «Устройство для определения удельной поверхности «Сорбтометр». Его представил один из разработчиков, студент НИ ИрГТУ Сергей Саливон. Он рассказал, что измерение удельной поверхности дисперсных и пористых материалов широко используется при технологических процессах как средство производственного контроля. Это позволяет корректировать свойства вещества и, соответственно, добиваться повышения его качества. На многих промышленных предприятиях применяют аналоги зарубежных полуавтоматизированных установок, требующие постоянного нахождения оператора возле прибора для доливки азота.

– Мы создали и запатентовали совершенно новый метод без использования азота, человек не контактирует с прибором, за счет этого производительность увеличивается в три-четыре раза, соответственно в таком же соотношении уменьшается себестоимость по сравнению с аналогами. Прибор основан на высокотемпературном методе, который был запатентован в 2009 году, – рассказал Сергей Саливон.

Он также заметил, что установка может применяться при производстве катализаторов, абсорбентов, керамики, цемента и других строительных материалов. Стоимость одного аппарата оценивается в 750 тыс. рублей, в то время как минимальная стоимость зарубежных аналогов составляет 1,1 млн. рублей.

Кстати, прибор не только отвечает всем вышеперечисленным требованиям, но и повышает безопасность работ за счет использования воздуха вместо гелия в качестве газа-носителя. Инициаторы проекта получили опытный образец, сейчас его сертифицируют и оформляют документы. Сергей Саливон подчеркнул, что установкой уже заинтересовались компании из Иркутской области и Бурятии. 

Все призеры конкурса получили сертификаты ОАО РВК на участие в образовательной акселерационной программе в Москве. С командами будут работать персональные менторы, которые подготовят проекты к презентации перед российскими и зарубежными инвесторами. Три проекта-победителя будут представлены на полуфинале БИТа в Москве, который состоится осенью нынешнего года в рамках московского международного форума «Открытые инновации». Призовой фонд БИТ составляет 3 млн рублей. Отдельные призы получают победители в специальных номинациях от партнеров конкурса. В их числе ведущие корпорации высокотехнологичной индустрии и институты развития: IBM, Intel, Microsoft, «Айкоминвест», Группа ОМЗ, «Аэрофлот», «Сколково».

Справка:


Ежегодно БИТ собирает больше тысячи инновационных проектов со всей страны. За два последних года финалисты конкурса получили более 25 млн долларов инвестиций. С 2010 года стратегическим партнером БИТ стала Российская венчурная компания.