Что мешает инвалидам обрести место работы?
Обсуждение темы «Занятость инвалидов. Проблемы и пути их решения» собрало за круглым столом сотрудников социальных служб Иркутска и предпринимателей.
Рабочее место стоимостью в 66 тыс. рублей
Как рассказала заместитель директора Центра занятости Иркутска Людмила Савиных, проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями всегда стояла остро, поскольку интересы работодателей и инвалидов редко пересекаются. В России на сегодняшний день насчитывается почти 13 млн инвалидов. Из них 2,5 млн – в трудоспособном возрасте. А занято на производстве только 800 тыс.
В Иркутске число инвалидов всех трех групп инвалидности превышает 14 тыс. человек. Мужчин и женщин практически поровну. Однако женщин в трудоспособном возрасте меньше, чем мужчин, всего лишь около 40%, в то время как мужчин – 65%.
В Центр занятости в этом году обратились 303 инвалида. Это лишь 4,5% от всех зарегистрированных на бирже труда с января по май.
– Вот уже третий год в области работает программа содействия трудоустройству инвалидов, – сообщила Людмила Савиных. – Она предусматривает компенсацию работодателю расходов на оснащение рабочего места для инвалидов. Размер возмещения ежегодно возрастает. Если в 2010 году он составлял где-то 30 тыс. рублей, то нынче уже превышает 66 тыс. На эти цели в 2013 году выделено 1,7 млн рублей.
Вся сложность в том, что не всегда понятно, какое оборудование нужно закупить, чтобы помочь инвалиду адаптироваться на рабочем месте. Есть случаи, когда работодатель, войдя в программу, печется лишь о собственной выгоде, приобретая на выделенные деньги нужные для производства станки, на которых инвалид заведомо работать не сможет. А поскольку он обязан его взять на работу, то тот зачисляется дворником или вахтером.
Чтобы не чувствовать себя чужаком
Казалось бы, областной закон о квотировании рабочих мест для инвалидов должен как-то разрешить проблему. Но сегодня в Иркутске, как сообщила Людмила Савиных, из 367 предприятий, превысивших численность в 100 человек и, следовательно, попадающих под действие закона, лишь 198 выполняют квоту, а 169 – игнорируют.
По мнению заместителя генерального директора по работе с персоналом ОАО «Иркутский масложиркомбинат» Виктора Шубина, предприниматели зачастую просто не могут встроить человека с ограниченными возможностями в сложное производство.
– Когда вышел закон, нам дали квоту – 50 человек. Мы, люди законопослушные, набрали. Через месяц из 50 человек осталось двое. Ну, понятно, конвейер, темп, напряжение…Тогда мы пошли другим путем: решили поддержать производство, где работают инвалиды. Заключили договор с ООО «Иркутское УПП» на поставку картонных коробок. Каждая коробка обходится нам дороже на 2–5 рублей, чем мы могли бы купить у других производителей. Но мы сознательно идем на эти расходы, обеспечивая тем самым 36 рабочих мест своими заказами. А нам говорят: нет, это не в счет, закон такой поддержки не предусматривает, вы не выполняете отпущенную вам квоту на трудоустройство инвалидов. А я так считаю: коль не предусматривает, надо сделать так, чтобы предусмотрел, дописать закон.
Идею создания специализированных предприятий инвалидов, аналогов прежних артелей, поддерживает и начальник отдела по оргработе Иркутского регионального объединения работодателей, партнерство товаропроизводителей и предпринимателей Вера Сутулина.
– Во многом людей отпугивают психологические причины. Инвалид, попадая в коллектив здоровых людей, чувствует себя чужаком, ему трудно вжиться в коллектив. Другое дело, когда он находится в своей среде. Такие предприятия инвалидов могли бы иметь и свой автотранспорт, доставляющих их к месту работы.
По мнению Виктора Шубина, было бы целесообразно тому же министерству труда и занятости изучить номенклатуру товаров, закупаемых местными предприятиями для собственных нужд.
– Зачем, например, спецодежду завозить из других регионов, когда ее могло бы шить предприятие инвалидов. Она, конечно, стоила бы несколько дороже, но если бы для тех организаций, кто ее закупает, засчитывали сотрудничество с инвалидами в счет квоты, то я уверен, что от покупателей не было бы отбоя.
Идти в ногу со временем
Все присутствующие отмечали не очень высокую мотивацию к труду у людей с ограниченными физическими возможностями. И это притом, что пенсия по инвалидности весьма небольшая: от 3 до 6 тыс. в зависимости от группы инвалидности.
Одним из сдерживающих факторов, по мнению председателя Иркутского регионального отделения Всероссийского общества инвалидов Константина Шумкова, является отсутствие доступной среды.
– Может человек и желал бы работать, но как ему из Ново-Ленино добраться до той же швейной фабрики «Узоры»? Проблема. Или как реализовать желание работать в банке на улице Тимирязева? Своего транспорта у инвалида, как правило, нет, а в городской попасть проблематично. Хотя мы уже не первый год говорим, что необходимо для инвалидов разработать хотя бы несколько маршрутов транспорта.
Втрое препятствие: сложности с переподготовкой кадров. Сегодня, например, на учете в Центре занятости стоит более 30 бывших водителей, потерявших из-за болезни возможность управлять автомобилем. Люди разного возраста, они готовы овладеть другой профессией. Необходимо, считает Шумков, менять сам подход к обучению, уходить от дедовских методов.
– Сегодня производства оснащаются оборудованием с программным управлением. А персонала для его управления зачастую нет. Мы в прошлом году приобрели японский вышивальный комплекс, который по заданной программе может создать любой узор. А толкового программиста подобрать не можем. А вот в Новокузнецке, где я недавно побывал, эту проблему решили. Инвалидов, проходящих переподготовку в специальном колледже, приобщают к работе на компьютере…