05.07.2013 10:30
Рубрики
Общество
Теги
Текст:
Вита Белова
05.07.2013 10:30

Детский омбудсмен уделяет особое внимание проблемам детей-инвалидов

Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова уделяет особое внимание проблемам, связанным с защитой прав детей, имеющих различные отклонения, с ограниченными возможностями, в том числе детям-инвалидам, а также организации профилактической работы с такими детьми.

Об этом детский омбудсмен рассказала в своем докладе на Всероссийском семинаре-совещании по охране психического здоровья детей и защите прав несовершеннолетних пациентов, который прошел в Улан-Уде.

На территории Приангарья более 12,5 тыс. детей-инвалидов. В структуре заболеваемости первое место занимают нервно-психические расстройства. На ситуации влияют и раннее выявление и последующее сопровождение детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе психические заболевания. На ситуацию влияют многие факторы, в частности специфика демографической ситуации; особенности социально-экономического развития общества; социально-психологические особенности общественного; ухудшение экологической обстановки. К этому в последнее время добавились рост детского травматизма, детского алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Светлана Семенова отмечает, что состояние дел, требует не только совершенствования региональных механизмов защиты детей с ограниченными возможностями, но и решений федерального уровня, способных повлиять на складывающуюся ситуацию, в том числе конкретно в детской психиатрии.

Первоочередным, по мнению, детского омбудсмена, является решение проблем своевременного выявления отклонений в развитии у детей, их реабилитации. А именно: максимально раннее выявление и диагностика специфики нарушений развития и особых образовательных потребностей ребенка; устранение разрыва между моментом определения первичного отклонения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекции, обучения и реабилитации; расширение временных границ специального образования и реабилитации, начиная с момента рождения и на протяжении всей жизни; выделение комплекса специальных диагностических, коррекционно-развивающих задач (не имеющих места в процессе жизнедеятельности нормально развивающегося ребенка того же возраста); включение родителей в процесс выявления, коррекцию и реабилитацию детей, а также организацию их целенаправленной подготовки силами специалистов; подготовку специалистов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, или входящих в группу риска, их родителями.

Уполномоченный отметила, что в ходе проведенных ею проверок в учреждениях выявлено, что зачастую не исполняются требования федерального закона “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”, согласно которым администрация учреждений обязана не реже одного раза в год проводить освидетельствование больных детей с участием врача-психиатра с целью решения вопроса об их дальнейшем нахождении в учреждении.

Также, отмечает Уполномоченный, необходимо решить проблему нехватки кадров: психиатров, детских и подростковых психотерапевтов, клинических психологов, логопедов, дефектологов, которая ведет к проблемам межведомственного взаимодействия и организации последующего сопровождения семей. Еще одной проблемой является то, что медицинские специалисты, работающие в системе образования, социальной защиты населения фактически исключены из профессионального сообщества (отсутствие медицинского стажа, низкая квалификация, отсутствие контрольно-надзорных функций над учреждениями с круглосуточным пребыванием со стороны органов здравоохранения).

Необходимо в обязательном порядке совершенствовать работу психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное положение которой требует модернизации, в связи с тем, что ПМПК определена ведущая роль в решении вопросов своевременного выявления и последующего обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с различными отклонениями в развитии.

Требуется принятие и внедрение новых стандартов по оказанию психиатрической помощи детям (лекарственное обеспечение препаратами нового поколения), принятие и внедрение государственных специальных образовательных стандартов для детей, с ограниченными возможностями здоровья и организация профилактической работы с детьми, имеющими сохранный интеллект, но с психическими расстройствами.

Есть и такие вопросы, влияющие на организацию эффективной работы с такими детьми, как стигматизация и предрассудки. Эти проблемы, препятствуют развитию стратегий охраны и укрепления психического здоровья, организации профилактической работы, и в отсутствии поддержки деятельности в области охраны психического здоровья.

Дискриминации подвергаются в особенности лица, находящиеся в психиатрических стационарных учреждениях, обучающиеся в специальных коррекционных образовательных организациях, домах – интернатах. Важно отметить, что психиатрическое лечение и помощь считаются также менее эффективными, чем другие виды медицинской помощи.

По этой причине средства массовой информации играют важную роль в борьбе со стигматизацией по отношению к людям, с психическими проблемами, а сообщения средств массовой информации могут быть правильными, если им предоставляется только правильная и достоверная информация.

Над этими вопросами в ближайшее время и будет работать Уполномоченный по правам ребенка совместно с органами власти Иркутской области.